Быть напарником Макса Ферстаппена стало проблемой за последние шесть лет, но шокирующее понижение Лиама Лоусона всего после двух гонок – это крайность, даже по стандартам Red Bull.
Юки Цунода станет последним гонщиком, занявшим место, которое почти все считают самым сложным в Формуле-1, в то время как Лоусон вернется в Racing Bulls, где, как надеются, он вновь обретет уверенность.
Лоусон был выбран преемником Серхио Переса зимой после того, как собственные проблемы мексиканца за рулем оказали серьезное влияние на то, что Red Bull не удалось удержать Кубок конструкторов.
- Red Bull заявляет о «долге заботы» о Лиаме Лоусоне после замены на Юки Цуноду
- Жесткая замена гонщика в Red Bull: ключевые вопросы, на которые нужно ответить и которые будут заданы
Хотя Перес провел четыре сезона в Red Bull, он не был постоянно близок к Ферстаппену на протяжении этого периода. До этого Алекс Албон продержался всего 18 месяцев, а Пьер Гасли – полсезона.
Это приводит к вопросу: почему так сложно быть напарником Ферстаппена?
Уникальный стиль вождения Ферстаппена
Одна из теорий, объясняющих трудности напарников Ферстаппена, заключается в том, что Red Bull разрабатывает и настраивает машину, которая соответствует стилю вождения четырехкратного чемпиона мира.
Короче говоря, некоторые гонщики предпочитают машину с большей недостаточной поворачиваемостью, а другие – с большей избыточной. Ферстаппен относится к последней категории, но ему также нравится, чтобы машина резко поворачивала на входе в поворот.
Идеальный гоночный автомобиль не должен иметь ни избыточной, ни недостаточной поворачиваемости, но автомобиль F1 обычно имеет либо одно, либо другое, а иногда и оба.
«Мне нравится «острая» машина, но с задней частью, которая достаточно стабильна для контролируемого баланса», – сказал Ферстаппен о своем стиле вождения.
«Мне нравится сильная передняя часть. Я действительно не люблю недостаточную поворачиваемость. Она просто убивает все ощущение от машины. Сильная передняя часть с задней, которая находится на грани. Но, конечно, вам все равно нужно полагаться на заднюю часть».
Албон был напарником Ферстаппена последнюю часть 2019 года и весь сезон 2020 года. В то время как Ферстаппен изо всех сил старался бросить вызов могущественной Mercedes, Албон боролся за выход в Q3 и регулярно прорывался через пелотон, чтобы набрать очки.
Выступая в подкасте High Performance Podcast в 2023 году, Албон использовал сравнение с компьютерной игрой, чтобы помочь людям понять, с чем он столкнулся в Red Bull с точки зрения вождения.
«Первое, что нужно сказать, многие говорят, что машина построена вокруг него, он как бы Майкл Шумахер Ferrari, он создал эту команду вокруг себя», – объяснил Албон.
«По правде говоря, машина такая, какая есть, он очень быстр. У него довольно уникальный стиль вождения, к которому не так-то просто привыкнуть».
«У каждого есть стиль вождения, я бы сказал, что мой стиль вождения немного более плавный, но мне нравится машина с хорошей передней частью, то есть довольно острая, довольно прямая. Максу тоже, но его уровень остроты и прямоты – это совсем другой уровень – до слез острый».
«Чтобы дать людям, возможно, объяснение того, что это может ощущаться, если вы увеличите чувствительность [в компьютерной игре] полностью до максимума, и вы двигаете мышью, и она просто мелькает по экрану повсюду, вот примерно так это и ощущается. Она становится настолько острой, что это немного напрягает».
Так разрабатывает ли Red Bull машину таким образом?
Ферстаппен выступает за Red Bull с 2016 года, и после нескольких сезонов он редко выпадал из темпа и не был лидирующим гонщиком с точки зрения чистой производительности.
После нескольких аварий и разворотов в первой части 2018 года Ферстаппен взял верх над Даниэлем Риккардо до конца того года.
С начала 2019 года голландец только 12 раз уступал в квалификации Гасли (один раз), Албону (один раз) и Пересу (10) – несколько из этих случаев можно отнести к невезению, ошибкам команды или тактическим решениям из-за штрафов на стартовой решетке. Так неужели на протяжении всех изменений в правилах и конструкциях автомобилей за этот период Red Bull действительно отдавал предпочтение Ферстаппену?
«Вы всегда стремитесь к максимальной производительности», – сказал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер в интервью Sky Sports F1 в выходные Гран-при Китая.
«Быстрые машины никогда не бывают легкими в управлении, но мы знаем, что есть производительность, которую нам нужно найти, и нам нужны оба гонщика там, наверху, если есть хоть какой-то шанс побороться за Кубок конструкторов, и, по крайней мере, за Кубок пилотов, вам нужно иметь вторую машину в игре. Вы не можете сделать это на одной ноге».
Подталкиваемый к дальнейшим объяснениям, Хорнер интересно сказал: «Он [Ферстаппен] постоянно просит все больше и больше передней части машины, и вы всегда будете следовать направлению вашего более быстрого гонщика, и это направляет организацию с точки зрения ее развития».
Несмотря на это признание Хорнера, Ферстаппен не был в восторге от машины Red Bull почти 12 месяцев, с тех пор как McLaren начал выигрывать гонки в прошлом году.
Видно, как он пилит руль или несколько раз резко поворачивает машину там, где хочет, поэтому трудно сказать, что, например, Red Bull этого года подходит ему. Разница в том, что его исключительный талант позволяет выжать максимум из своей техники, даже если она ему не по душе.
Нет уверенности – большая проблема
Гонщики Формулы-1 принимают сотни решений за гоночный круг, и каждое из них имеет значение для производительности.
Когда тормозить? Насколько сильно тормозить? Когда поворачивать машину? Насколько сильно поворачивать машину? Какую траекторию выбрать в повороте? Как сильно и когда нажимать на газ? Все это происходит за считанные секунды, а во время гонки вы делаете это, двигаясь бок о бок.
Если есть хоть какое-то чувство осторожности или недоверия к машине, то у вас проблемы, и давление только усиливается при вождении за такую топ-команду, как Red Bull.
«Лоусон отстал от Ферстаппена на семь десятых в Q1 в Китае, а Ферстаппен был третьим, он был 20-м», – сказал Мартин Брандл из Sky Sports F1, который испытал трудности, будучи напарником молодого Михаэля Шумахера в Benetton в 1992 году.
«Вы думаете: «Ну, это полдесятых на поворот, это выполнимо», но это не так. Это так сложно найти. Это фундаментальный сдвиг, вам нужно найти семь десятых секунды».
Недавняя тенденция в Red Bull заключалась в том, что Перес был относительно близок к темпу Ферстаппена на ранних этапах 2023 и 2024 годов. Однако по мере того, как сезон продолжался, разрыв между парой Red Bull увеличивался, и Албон предположил, что это связано с тем, что машина разрабатывается для Ферстаппена, которая быстрее, но сложнее в управлении.
«В итоге получилось так, что, особенно в мой год, вы начинаете немного отставать, но ненамного, а затем, по мере того, как сезон продолжается, Макс хочет эту переднюю часть в машине, он хочет, чтобы его машина была острее, острее», – объяснил он.
«По мере того, как она становится острее и острее, он едет быстрее и быстрее, а чтобы догнать его, вам нужно начать немного больше рисковать. Вы можете отставать на пару десятых в одной сессии, просто попробуйте немного больше, «хорошо, я вылетел, у меня была авария», и вам нужно перезапуститься.
«Тогда вы немного теряете уверенность, требуется немного больше времени, этот разрыв немного увеличивается, и в следующий раз вы пытаетесь выйти и сделать еще одну работу, еще один разворот или еще что-то – это просто начинает нарастать как снежный ком. Каждый раз, когда машина становится острее и острее, вы начинаете становиться более напряженным».
«Это как в любом виде спорта, если вы начинаете выходить из этого состояния потока и вам приходится действительно думать об этом, и каждый раз, когда вы входите в поворот, вы не знаете, как она отреагирует. Это чисто уверенность в машине, поток. Это не работает, это никогда не работает».
Ферстаппен просто слишком хорош?
При всех разговорах о стилях вождения и разработке машины для Ферстаппена нет сомнений в том, что значительным фактором является исключительность четырехкратного чемпиона мира.
Нико Росберг из Sky Sports F1 говорит, что Ферстаппен был лучшим гонщиком, против которого он когда-либо гонялся, и ставит его в пятерку величайших гонщиков Формулы-1 всех времен вместе с Михаэлем Шумахером, Айртоном Сенной, Льюисом Хэмилтоном и Хуаном Мануэлем Фанхио.
Ферстаппен находится на пике своей формы и продемонстрировал это в 2024 году, когда, возможно, выиграл титул, не имея лучшей машины, да еще и за две гонки до конца.
Вполне возможно, что большинство гонщиков в пелотоне изо всех сил пытались бы сравниться с Ферстаппеном на той же машине, настолько велико его мастерство.
«Он феноменальный талант. Способности, которыми он обладает, вы видите это снова и снова», – сказал Хорнер.
«Всегда задним числом оглядываешься назад. Мы знаем, насколько хорош Макс. Я думаю, что остальной мир начинает ценить, насколько он особенный».