Юки Цунода вступил на, как признал его новый босс, «самое сложное место в Формуле 1» — быть напарником Макса Ферстаппена.
После недолгого пребывания Лиама Лоусона во втором болиде Red Bull в начале нового сезона, Цунода с третьего этапа, который по совпадению является его домашним Гран-при Японии в Сузуке, занимает это место.
Для Цуноды это повышение – шанс наконец доказать то, о чем он говорил уже давно: он готов бороться в лидерах Формулы 1.
Для Red Bull, несмотря на шок и критику, сопровождавшие их резкую смену пилота так рано в сезоне, уикенд в Сузуке станет первой возможностью выяснить, правильно ли они поступили, заменив Серхио Переса на другого пилота из своей системы.
Почему Цунода считает, что его шанс запоздал
Еще в июле прошлого года, когда поползли слухи о будущем Переса на фоне очередного спада в форме мексиканца, Цунода впервые публично выразил разочарование из-за, как он считал, недостатка возможностей для продвижения по карьерной лестнице Red Bull.
На тот момент японский гонщик проводил свой четвертый сезон в младшей команде и явно стал более зрелым и стабильным пилотом по сравнению со своими первыми днями, когда дикие инциденты на трассе, ошибки и эмоциональные радиопереговоры стали происходить реже.
Постепенно прогрессируя рядом с более опытным Пьером Гасли после того, как в свой дебютный 2021 год он уступал французу, Цунода смог превзойти нового соперника, голландца Ника де Вриса, за 10 гонок в начале 2023 года, а теперь регулярно опережал восьмикратного победителя гонок Даниэля Риккардо.
Риккардо был возвращен в структуру Red Bull в предыдущем году после того, как McLaren отказалась от его услуг, в качестве своего рода страховки на случай, если старшей команде потребуется опытный гонщик на замену нестабильному Пересу. Но Цунода регулярно превосходил его в квалификациях и гонках.
«Очевидно, я чувствую себя готовым, по сравнению с последними тремя годами, бороться против топ-команд, за более высокие позиции, даже с Максом и кем угодно», — сказал Цунода на Гран-при Венгрии в прошлом году. «Но в конечном итоге решать им, и это не то, что я могу контролировать. Поэтому я просто сосредоточен на том, что должен делать».
Он также назвал «странным» предположение, что Red Bull может вместо этого выбрать для повышения неопытного Лоусона, который участвовал в пяти гонках вместе с Цунодой, заменяя травмированного Риккардо в предыдущем сезоне, но в настоящее время был их резервным пилотом.
Четыре месяца спустя, в ноябре, когда устойчивый спад формы Переса делал его положение рядом с Ферстаппеном все более шатким по мере завершения сезона, а Лоусон теперь стал его постоянным напарником после того, как Red Bull прекратила эксперимент с возвращением Риккардо, разочарованный Цунода более настойчиво заявил о своем желании получить место в 2025 году.
«Я всегда говорю, что определенно заслуживаю этого места. Больше мне сказать нечего. Это зависит от них», — сказал он. «Всякий раз, когда они присылают ко мне своих пилотов, чтобы победить меня, я просто продолжаю их уничтожать. Так что я и собираюсь делать».
Отчасти благодаря убеждению спонсоров Honda, Цунода в итоге получил шанс впервые протестировать основную машину Red Bull на постсезонных тестах в Абу-Даби в начале декабря, хотя к тому времени уже было почти общеизвестно, что Перес уходит, а Лоусон получает место.
Так и произошло несколько дней спустя, что, казалось, надолго закрыло Цуноде путь в основную команду, особенно с учетом ухода Honda в Aston Martin в конце 2025 года.
Но масштаб проблем Лоусона в первые две недели нового сезона и спешка, с которой Red Bull действовала после второго этапа в Китае, чтобы произвести замену, изменили все.
Что ждет Цуноду в Сузуке?
Первое, что Цунода явно захочет сделать как можно быстрее в свой дебютный уикенд, — это разобраться с болидом RB21, который, как признают в Red Bull, даже Ферстаппен, на данный момент является сложной машиной в управлении.
В отличие от Лоусона, у Цуноды не будет преимуществ предсезонных тестов, и 24-летний гонщик впервые сядет за руль RB21 в реальных условиях, когда загорится зеленый свет на первой тренировке в пятницу утром.
Станет ли дебют за старшую команду на домашнем этапе помощью или помехой, еще предстоит увидеть, хотя, с положительной стороны, Сузука, безусловно, трасса, в представлении которой Цунода абсолютно не нуждается.
В своих трех предыдущих выступлениях в Формуле 1 он ни разу не квалифицировался ниже 13-го места за Racing Bulls и финишировал 10-м в прошлогоднем Гран-при, заработав свои первые домашние очки.
Излишне говорить, что единственный нынешний японский гонщик Формулы 1 получит огромную поддержку дома.
На более послушной, хотя и менее конкурентоспособной машине, чем та, на которой он теперь будет выступать, Цунода также хорошо начал новый сезон в Racing Bulls, квалифицируясь в первой десятке во всех трех квалификационных сессиях и заработав очки, заняв шестое место в спринте в Шанхае.
Действительно, его трехочковый результат наверняка был бы выше, если бы не стратегические просчеты Racing Bulls на двух прошедших Гран-при.
Цунода прошел подгонку сиденья и провел время на симуляторе на базе Red Bull в Милтон-Кинсе на прошлой неделе, прежде чем вылететь в Японию, но именно на трассе в течение трех часовых тренировочных сессий перед субботней квалификацией в Японии он по-настоящему узнает, с чем ему предстоит работать.
Эти сессии будут посвящены укреплению уверенности в машине и налаживанию прочных рабочих отношений со своей новой командой и коллегами. Ранний импульс, который оказался так неуловим для неудачливого Лоусона.
Каких результатов ждут от Цуноды?
Хотя события последней недели подчеркнули, что время определенно имеет значение в печально известной безжалостной программе Red Bull для гонщиков, руководство команды почти наверняка не ожидает от Цуноды сразу — если вообще когда-либо — соответствия стремительному и неустанному темпу чемпиона мира Ферстаппена.
Так какова же на самом деле роль второго пилота Red Bull прямо сейчас?
Комментатор Формулы 1 Дэвид Крофт сказал: «Если Юки получит долгосрочный контракт, он должен будет приблизиться к Ферстаппену на пару десятых секунды в квалификации.
Он должен набирать стабильные очки и быть готовым использовать шансы, когда они появятся.
Пока не думайте о победе над Ферстаппеном, хотя я уверен, что Юки очень хотел бы это сделать. Макс — лучший гонщик в пелотоне на данный момент — у него не лучшая машина, но он лучший гонщик в пелотоне».
Исключительный талант Ферстаппена и постоянно впечатляющие результаты, которые действующий четырехкратный чемпион мира выжимает из сложной машины Red Bull, — именно поэтому босс команды Кристиан Хорнер регулярно называет место, в котором сейчас оказался Цунода, самой сложной работой на стартовой решетке.
«Юки нужно играть гонку, а не напарника по команде», — советует Крофт, как подходить к роли напарника голландца.
«В дартс, скажем, вы играете против Люка Литтлера, вы играете не против человека, вы играете против доски, от 501 до двойного финиша как можно быстрее и забываете о том, против кого вы играете.
«Юки нужно забыть о том, кто его напарник по команде, просто выходить и делать максимум, что он может, на каждой сессии, в каждой квалификации и в каждой гонке.
«Это, возможно, снизит давление, под которым он теперь окажется, потому что существует огромная разница в давлении между гонками за Racing Bulls — несмотря на то, что они выступают очень хорошо и им очень не повезло не набрать очки в первых двух гонках — и гонками за Red Bull, которые ожидают побед, поулов и чемпионств».