После очередной победы Макса Ферстаппена из Red Bull на Гран-при Эмилии-Романьи, стратегические решения команды McLaren вновь оказались под вопросом.
Ферстаппен смог обогнать обладателя поула Оскара Пиастри и выйти в лидеры уже на первом круге. Однако Максу предстояла серьезная работа, чтобы удержать победу, тем более что второй пилот McLaren, Ландо Норрис, вскоре опередил Джорджа Расселла, заняв третье место.
Несмотря на то, что темп Ферстаппена на Имоле оказался быстрее, чем почти все ожидали, McLaren, по мнению некоторых экспертов, облегчил ему задачу своими стратегическими решениями во время гонки.
Первым спорным моментом стало решение провести пит-стоп лидера чемпионата Пиастри уже на 13-м круге, хотя он отставал от Ферстаппена менее чем на три секунды. Это решение фактически вынудило его перейти на стратегию с двумя остановками. В то время как другие лидеры, включая Ферстаппена и Норриса, оставались на трассе дольше, извлекая максимум из своих шин и переходя на стратегию с одним пит-стопом. Пиастри же пришлось пробиваться через трафик.
Затем McLaren провел пит-стоп Норриса в конце 28-го круга, еще до того, как остановился Ферстаппен. Сразу после этого на трассе был введен режим виртуального автомобиля безопасности из-за остановки Эстебана Окона.
Такой момент появления VSC, безусловно, оказался крайне неудачным для McLaren, поскольку пилоты, которые еще не побывали в боксах, получили от него выгоду. Хотя предсказать такие инциденты невозможно, чем дольше гонщик остается на трассе, тем выше его шансы получить преимущество от подобного прерывания гонки.
После этого Ферстаппен увеличил свой отрыв с примерно 10 до 20 секунд и, казалось, уверенно направлялся к победе, в то время как Норрис и Пиастри следовали за ним со значительными интервалами.
Однако еще один инцидент — техническая неисправность у Кими Антонелли из Mercedes — вызвал появление полноформатного автомобиля безопасности. Это дало McLaren еще один шанс оказать давление на Ферстаппена.
Имея преимущество над Норрисом более одного пит-стопа, Ферстаппен свернул в боксы с лидирующей позиции, и Норрис последовал за ним.
Тем не менее, Пиастри остался на трассе. Он оказался впереди Норриса, но на жестких шинах, которые были на 16 кругов старше свежего комплекта его напарника.
Было нереалистично ожидать, что Пиастри сможет соревноваться с Ферстаппеном, у которого тоже были свежие шины. К тому же, было весьма вероятно, что Норрис сможет обогнать своего напарника в оставшихся 10 кругах гонки.
Таким образом, у McLaren была возможность приказать Пиастри пропустить Норриса, чтобы тот попытался атаковать Ферстаппена на заключительном отрезке, но команда этого не сделала.
Вильнев: McLaren показал слабость
В итоге Норрис все же обошел Пиастри, заняв второе место, а Ферстаппен уверенно победил. Бывший чемпион Формулы-1 и эксперт Жак Вильнев раскритиковал решение McLaren.
Вильнев заявил: «Они показывают слабость. По сути, они не демонстрируют той силы, которую Red Bull проявляет из года в год. Как будто они боятся быть агрессивными и бороться за титул чемпиона мира, и боятся принять решение против Пиастри. Это очень, очень странно».
«Пиастри провалил первый поворот. Он оказался застигнут врасплох. Он вообще не должен был выходить из поворота вторым, а потом у него не было темпа, что было странно. У Норриса темп был выше».
«На рестарте в McLaren знали, что это вопрос нескольких кругов, прежде чем Норрис обгонит Пиастри из-за разницы в шинах, это было очевидно. Я на 100% уверен, что он обойдет, так зачем заставлять его терять три круга вместо того, чтобы дать ему шанс побороться с Ферстаппеном?»
Результат гонки привел к тому, что Норрис сократил отставание от Пиастри в зачете пилотов до 13 очков. Ферстаппен идет третьим, отставая от лидера на 22 очка.
Вильнев продолжил: «Потому что Ферстаппен борется за чемпионат. Вы не хотите давать Ферстаппену победы. Это больше очков для него в зачете пилотов».
«Кажется, они довольны вторым и третьим местами. У McLaren есть машина, которая в хороший уик-энд должна бороться за первое и второе места. Все, что меньше, немного разочаровывает, хотя первое и третье места вполне приемлемы. Но они выглядят довольными вторым и третьим».
«Эта слабость… Это видно и в стратегии. Когда Норрис ехал долго, зачем его пит-стопнули? Вы приняли решение ехать долго, оставайтесь на трассе! Ваш темп все еще хороший. Зачем останавливаться немного раньше? Как будто они боятся идти до конца. Они не воспользовались виртуальным автомобилем безопасности. В конечном итоге, более поздний автомобиль безопасности это нивелировал, но это все равно показывает отсутствие настроя «давайте рискнем».
Норрис и Стелла защищают решения McLaren
Хотя пропуск Норриса, несомненно, увеличил бы шансы McLaren на победу, Пиастри вряд ли согласился бы с таким приказом, что потенциально могло создать напряжение и изменить расстановку сил в чемпионате на 10 очков (если бы они финишировали 1-м и 3-м).
Норрис, похоже, понял логику команды и похвалил стратегов за «хорошую работу».
«У меня были шины лучше, но я ничего не ожидал, — сказал Норрис Sky Sports F1. — Это все равно была тяжелая борьба. В первом повороте было плотно. Так и должно быть, конечно».
«Я теряю время из-за этого, и он теряет время, но именно так мы должны действовать, чтобы бороться за чемпионство».
«Если попытаешься сделать счастливым одного пилота, другой будет недоволен — так уж бывает».
«Думаю, мы справились хорошо, и команда проделала отличную работу».
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла признался, что обдумывал возможность приказа о пропуске, но решил этого не делать.
«Такая мысль, конечно, была», — сказал он Sky Sports F1.
«Мы хотели, чтобы у Оскара был свой шанс на рестарте. Мы предположили, что если Ландо сможет обогнать Макса, он довольно легко обойдет Оскара, учитывая, что у того были довольно старые шины».
«На самом деле, если бы разница в темпе была достаточной, все разрешилось бы само собой. Мы довольны тем, как все получилось».
«Оба пилота довольны, считают, что это было справедливо, и именно так мы участвуем в гонках».
Чедвик: Для командных приказов еще слишком рано
Трехкратная чемпионка W Series и эксперт Sky Sports F1 Джейми Чедвик считает, что для командных приказов еще слишком рано, так как это может навредить командной атмосфере.
Она прокомментировала: «Это случай, когда у вас два «первых» пилота. Это потому, что нет одного явного лидера. Я думаю, если бы у Red Bull был другой пилот такого же таланта, как Макс, у них, вероятно, была бы такая же головная боль».
«Это хорошая проблема, мы это обсуждали. Это не плохо, что у них есть два отличных пилота, борющихся за титул чемпиона мира, но они не могут начать применять командные приказы так рано, чтобы один из пилотов уже разозлился на другого».
«Это сложно. Думаю, в какой-то момент конфликт произойдет. Мы можем предсказать это уже сейчас. Даже сегодня было близко».
«Думаю, когда это случится, McLaren придется решать этот вопрос. До тех пор, думаю, они играют в хорошую командную игру».
«Они лидируют в зачете Кубка конструкторов. Макс сегодня их опередил — мы к этому привыкли — и думаю, так все и сложилось».
Следующим этапом европейской серии Гран-при Формулы-1 станет гонка в Монако 23-25 мая.