Расстановка сил в Формуле 1 в сезоне 2025 года может измениться из-за введения новых тестов, ограничивающих гибкость элементов аэродинамики. Эти изменения начнут действовать с предстоящего Гран-при Испании на трассе Барселона-Каталунья. Рассказываем главное о нововведении.
Что за новое правило о гибких крыльях?
В январе FIA (Международная автомобильная федерация) объявила о более строгих тестах на гибкость передних крыльев, которые будут применяться начиная с девятого этапа сезона в Испании.
Простыми словами, гибкие элементы кузова в Формуле 1 запрещены, но существует допустимый предел отклонения. С этого уик-энда этот допуск для переднего крыла и его закрылка будет сокращен с 15 мм до 10 мм.
На первый взгляд, это может показаться незначительным изменением, но в спорте, где разница между легальным и нелегальным болидом измеряется миллиметрами, это крайне важно.
Что говорится в правилах FIA о тесте?
- При симметричной нагрузке на обе стороны болида вертикальное отклонение не должно превышать 10 мм.
- Задняя кромка любого закрылка переднего крыла может отклоняться не более чем на 3 мм (измеренное вдоль оси приложения нагрузки) при приложении точечной нагрузки в 60Н перпендикулярно закрылку.
Почему тесты не ввели в начале сезона?
После всего одной гонки сезона FIA сразу же ввела новые тесты для задних антикрыльев, начиная с Гран-при Китая. Может возникнуть вопрос, почему то же самое не было сделано для передних крыльев?
Проектирование и создание нового переднего крыла занимает больше времени. Именно поэтому командам дали четыре месяца на подготовку к новым тестам.
Переднее крыло – жизненно важный элемент в Формуле 1, потому что это первая часть болида, куда попадает воздушный поток. Его дизайн определяет начальную аэродинамику машины.
Оно также взаимодействует с передней ударопоглощающей структурой, поэтому любая переработка потребовала бы прохождения краш-тестов, что дополнительно усложняет процесс. С другой стороны, заднее крыло относительно проще по конструкции и не связано с требованиями краш-тестов.

Какие преимущества дают гибкие крылья?
Гибкость крыльев долгое время была ключом к повышению производительности в Ф1, поскольку правильное использование этой особенности дает преимущество.
Идеальный болид Ф1 обладал бы невероятной скоростью на прямых в сочетании с высокой прижимной силой в поворотах. Однако законы физики таковы, что эти два параметра не очень хорошо сочетаются.
Например, переднее и заднее крылья с низким лобовым сопротивлением обеспечат высокую максимальную скорость на прямых, но дадут мало прижимной силы в поворотах.
Однако высококонкурентная среда в Ф1 подталкивает команды к расширению границ правил и, где возможно, к использованию серых зон для получения преимущества над соперниками.
Были ли случаи дисквалификации за нарушение теста на отклонение?
Гонщики Red Bull Даниэль Риккардо и Себастьян Феттель были дисквалифицированы из квалификации Гран-при Абу-Даби 2014 года после того, как их передние крылья не прошли тест на отклонение.
Повлияют ли новые тесты на McLaren?
Жаркий сезон Ф1 не обходится без технических споров.
Гибкие крылья были одной из главных тем в захватывающем сезоне 2021 года, когда Red Bull и Mercedes обвиняли друг друга в незаконной гибкости крыльев.
В прошлом году у McLaren было вызывающее споры заднее крыло, у которого, казалось, появлялся небольшой зазор для увеличения скорости на прямых (его называли «мини-DRS»), а затем он закрывался при замедлении перед поворотами, оптимизируя прижимную силу.
McLaren попросили изменить это заднее крыло на Гран-при Сингапура 2024 года, и это, похоже, не сильно повлияло на их производительность.
С тех пор несколько команд использовали гибкие крылья, которые помогали повысить производительность, но при этом проходили тесты FIA, оставаясь легальными.
Хотя соперники McLaren публично не обвиняли их в злоупотреблении этим, в паддоке ходили слухи, что команда из Уокинга может перестать быть лидером с момента начала действия новых правил в Испании.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла в этом месяце в Имоле заявил: «Это хорошие новости, когда наши соперники фокусируются – вместо самих себя – на каких-то аспектах, которые якобы присутствуют в нашей машине, но которых на самом деле нет».
«Конечно, даже если бы они были – скажем, гибкие крылья, как отклонение переднего крыла, как у всех остальных – это не имело бы никакого отношения к причине, по которой McLaren очень конкурентоспособна».
«Надеюсь, в будущем таких саг будет больше, потому что это означает, что наши соперники продолжают фокусироваться не на тех вещах, и это для нас просто хорошая новость. Это просто помогает нам в нашем стремлении [к успеху]».

Что сказали другие топ-команды Ф1?
Руководителей Red Bull (Кристиан Хорнер), Mercedes (Тото Вольфф) и Ferrari (Фредерик Вассёр) спросили о потенциальном влиянии более строгих тестов крыльев после Гран-при Монако.
Хорнер сказал: «Семь дней назад мы были в Имоле, на скоростной трассе, и машина там показала себя очень хорошо. Теперь мы возвращаемся на более скоростные трассы и, по сути, сталкиваемся с изменением правил».
«Возможно, это изменение никак не повлияет на расстановку сил, но это изменение, и оно повлияет на все команды, возможно, нейтрально, но какое-то влияние оно окажет».
«Мы не знаем, как это повлияет на других… Это значительное изменение, поэтому, конечно, будет какой-то эффект. Теперь, конечно, команды это предвидели, так что, возможно, эффект будет нейтральным, или, возможно, он повлияет на деградацию шин. Это не облегчает жизнь».
Вольфф сказал: «Думаю, мы видели, что Ferrari, вероятно, были наиболее консервативны в отношении гибких крыльев. Как это повлияет на расстановку сил, нам еще предстоит выяснить. Я не уверен, что повлияет, но это еще один интересный аспект, и я не знаю, как все пойдет».
Вассёр сказал: «Думаю, Барселона в календаре каждого в паддоке связана с новым правилом для переднего крыла».
«По крайней мере, мы работаем над этим уже давно, и это может изменить правила игры для всех, потому что мы не знаем влияния нового правила на каждую отдельную команду».
«Мы сосредоточимся на этом в Барселоне, чтобы лучше понять эффект от нового переднего крыла».
Что мы увидим в Барселоне?
Берни Коллинз из Sky Sports F1 на шоу The F1 Show:
«У команд было восемь гонок, чтобы подготовиться к этому. Так что они знают свое отклонение при каждом тесте FIA для каждого крыла и каждой конфигурации, которую они используют».
«Они знают, насколько они отклоняются, если вообще отклоняются. У нас нет доступа к этой информации, поэтому мы не знаем, регулярно ли кто-то не проходил новый критерий теста переднего крыла».
«Сколько бы команды ни спекулировали о том, повлияет ли это на них, и было много обсуждений, что это повлияет на McLaren, а McLaren заявили, что это не повлияет на них, они не беспокоятся об этом – истина откроется в гонке».
«Пострадает ли кто-то из-за необходимости использовать новое переднее крыло? Мы узнаем это в четверг, когда увидим измененные детали на машинах. И пострадает ли кто-то от более высокой деградации [шин], например, или более низкой скорости на прямых? Вот как мы это увидим».
«Если у кого-то не будет такой же скорости в конце прямой, как мы ожидали, вот где мы это заметим. Так что мы не знаем, и именно это сделает Барселону немного более захватывающей».