Увольнение Кристиана Хорнера из Red Bull стало потрясением для мира спорта, так как самый многолетний руководитель команды в Формуле 1 был внезапно отстранен с немедленным вступлением в силу.
В заявлении, опубликованном в среду и подтверждающем уход Хорнера, Red Bull не назвал причину ухода 51-летнего специалиста после 20 лет во главе команды.
Мартин Брандл из Sky Sports F1 сообщил, что Хорнер сказал ему, что Red Bull не предоставил «никакой причины». На место британца был назначен Лоран Мекис, ранее возглавлявший молодежную команду Racing Bulls.
Несмотря на то, что внезапный уход Хорнера посреди сезона стал шоком, бурный характер последних 18 месяцев его работы предоставляет множество потенциальных причин, по которым Red Bull мог принять такое решение.
Пока страсти по поводу ухода Хорнера не улеглись, давайте проанализируем факторы, которые могли сыграть роль в его отставке.
Тенденция к снижению формы Red Bull?
После рекордного сезона 2023 года, когда Макс Ферстаппен уверенно завоевал титул пилота, а Red Bull выиграл 21 из 22 гонок, 2024 год начался доминирующе, с четырьмя победами в первых пяти этапах.
Однако с Гран-при Майами в мае 2024 года команда внезапно оказалась позади Ferrari и McLaren. Ферстаппену потребовался его ранний отрыв по очкам, чтобы удержать Ландо Норриса и завоевать свой четвертый подряд титул пилота.
Эти «качели» формы со второй половины прошлого года продолжились и в этом сезоне. Red Bull явно уступает McLaren, и их отставание от лидеров приближается к 300 очкам к середине сезона.
Хорнер руководил командой и в периоды, когда она не выигрывала, так что эта ситуация не нова. Однако внезапное падение формы — в рамках одного цикла регламента — вызвало беспокойство и редко наблюдалось в Формуле 1.
Хотя спад, несомненно, обеспокоил руководство Red Bull, Хорнер всего полгода назад добился редкого достижения, возглавив команду к четырем титулам пилота подряд. Поэтому результаты только этого сезона вряд ли были достаточной причиной для его увольнения.
Проблемы Red Bull со вторым пилотом
В то время как Ферстаппен был, вероятно, самым стабильным соперником McLaren в этом сезоне, в другом боксе Red Bull разыгрывалась неловкая для Хорнера драма.
Его суждения уже подвергались сомнению, когда Серхио Пересу пришлось выплатить компенсацию после его увольнения в конце прошлого сезона, всего через полгода после получения продления контракта.
Ситуация усугубилась в начале этого года, когда Хорнер понизил Лиама Лоусона, переведя его обратно в Racing Bulls всего через две гонки сезона, после того как решил продвинуть новозеландца вместо более опытного Юки Цуноды.
С тех пор японский пилот выступает ненамного лучше, зачастую финишируя позади Лоусона и его напарника по Racing Bulls Исаака Хаджара.
Это не новая проблема для Red Bull. Пьер Гасли и Алекс Элбон, которые сейчас зарекомендовали себя как очень надежные пилоты F1, были быстро уволены в 2019 и 2020 годах после того, как не смогли соответствовать темпу Ферстаппена. Но разрыв между болидами команды в этом сезоне стал экстремальным как никогда.
Независимо от того, рассматриваете ли вы это как плохой выбор пилотов или как фундаментальную проблему, связанную с тем, что болид стал слишком сложным для управления кем-либо, кроме Макса, ни одна из этих теорий не отражает положительно работу Хорнера.
Было ли это «Ферстаппен или Хорнер»?
Red Bull, фактически ставшая командой с одним болидом за последние пару лет, предоставила Ферстаппену и — что, возможно, более важно — его советникам огромное влияние.
Хотя отношения Ферстаппена с Хорнером всегда казались прочными, того же нельзя сказать о его отце, Йосе. В начале 2024 года у них произошел конфликт, когда бывший пилот F1 публично призвал к уходу Хорнера.
Ситуация, казалось, стабилизировалась, но оставалось ощущение, что крайняя степень разногласий затруднит настоящее восстановление отношений. Между тем, младший Ферстаппен никогда не скрывал своего доверия и лояльности к отцу.
Учитывая это, перенесемся в это лето, когда главной темой обсуждений в F1 на протяжении последних нескольких недель было будущее Ферстаппена. Руководитель Mercedes Тото Вольфф подтвердил, что «разговоры» ведутся за закрытыми дверями с лагерем голландца, в который входят его отец и менеджер Раймонд Вермюлен.
Одна из теорий, возникших после увольнения Хорнера, заключается в том, что, поскольку команда как никогда зависит от Ферстаппена, его окружение могло использовать свое влияние, чтобы давить на владельцев с требованием убрать Хорнера, намекая, что четырехкратный чемпион мира с большей вероятностью останется, если произойдут изменения на высшем уровне.
Контракт Ферстаппена с Red Bull действует до 2028 года, но известно, что в нем есть пункты о досрочном расторжении. После недавних комментариев Вольффа Ферстаппен отказался подтвердить свое будущее в команде, в основном избегая вопросов по этой теме.
Поэтому будет крайне интересно наблюдать за развитием ситуации. Если Ферстаппен останется в следующем году, некоторые могут предположить наличие связи. Если он уйдет, это предположение будет развеяно.
Всё ещё сказываются обвинения против Хорнера?
Самый сильный удар по авторитету и положению Хорнера в Red Bull пришелся на февраль 2024 года, когда его обвинила в неподобающем поведении сотрудница команды.
Характер обвинений, которые он на протяжении всего времени отрицал, поставил положение Хорнера под угрозу. Однако он выдержал своего рода медиа-ажиотаж и был оправдан внутренним расследованием Red Bull. Апелляция сотрудницы Red Bull на это решение затем была отклонена.
Именно вокруг этой ситуации разгорелся конфликт Хорнера с Йосом Ферстаппеном. Голландец заявил, что обвинения сделали положение Хорнера несостоятельным.
У Хорнера была достаточная поддержка по крайней мере со стороны части владельцев команды, чтобы остаться, но по каким-то причинам она, похоже, ослабла.
Крэйг Слейтер из Sky Sports News заявил в среду: «Совладелец Red Bull Чалерм Йоовидья ранее был союзником Кристиана Хорнера и поддерживал его, пока продолжались расследования некоторых вопросов в компании, касающихся Хорнера, на протяжении последних пары лет — обвинения сотрудницы, по которым два внутренних расследования его оправдали».
«Йоовидья стоял за Хорнера в это время. Мое понимание таково, что эта поддержка в конечном итоге исчезла».
Громкие уходы из Red Bull
Скандал также тесно совпал с некоторыми крайне заметными уходами сотрудников из Red Bull.
Хотя движение персонала в Формуле 1 — это нормально, потеря трех важнейших фигур, способствовавших успеху Red Bull, не выглядела хорошо для Хорнера.
Самым значительным, несомненно, стал уход легендарного конструктора F1 Эдриана Ньюи, который был с Хорнером в Red Bull почти с самого начала.
Когда-то близкие отношения между ними испортились, и обвинения против Хорнера, как считается, стали одним из факторов в решении Ньюи уйти, что было подтверждено в мае 2024 года, прежде чем он позже присоединился к Aston Martin в качестве главного технического партнера.
До ухода Ньюи, главный конструктор Роб Маршалл покинул команду в 2023 году, перейдя в McLaren. То, что McLaren обошел Red Bull и стал доминирующей командой в спорте, возможно, как-то связано с этим.
Затем совсем недавно спортивный директор Джонатан Уитли ушел, чтобы стать руководителем команды в Sauber, команде, которая в следующем году станет Audi.
Хотя некоторые уходы неизбежны, позволить троим старожилам уйти за столь короткий период выглядит неважно, особенно на фоне снижения результатов.
Жертва борьбы за власть в Red Bull?
Значительные изменения произошли и на уровнях выше Хорнера. После смерти соучредителя Red Bull Дитриха Матешица в октябре 2022 года началась очевидная борьба за установление контроля над командой.
Хорнер был в центре этой борьбы и имел поддержку тайского бизнесмена Йоовидьи, но не Марка Матешица, сына Дитриха Матешица, который владеет 49 процентами бизнеса.
Матешиц не сохранил прямого контроля над командой, как его отец. Более заметную роль стал играть Оливер Минтцлафф, глава спортивного подразделения Red Bull, который также курирует футбольные операции компании.
Именно Минтцлафф поблагодарил Хорнера за его работу в заявлении, в котором Red Bull подтвердил увольнение.
Хорнер обладал значительной властью в организации, но, похоже, она постепенно уменьшалась с 2022 года, даже несмотря на успехи, которых он добивался на трассе.
Тед Кравиц из Sky Sports F1 заявил: «Похоже, австрийская сторона бизнеса, поддержанная Йосом Ферстаппеном, выиграла борьбу за власть».
«Им удалось убедить сторонников Кристиана, что ему было невозможно продолжать работу. С чем это было связано, со временем выяснится».
Признак того, что двигатель Red Bull 2026 года не готов?
В следующем году произойдут изменения регламента, которые многие считают самыми значительными в истории спорта. Важным элементом станет введение более экологичных двигателей.
Red Bull создала собственное подразделение по производству двигателей, Red Bull Powertrains, чтобы впервые создать собственный силовой агрегат.
Любому новому производителю двигателей было бы трудно сразу конкурировать с опытными соперниками, такими как Mercedes и Ferrari. Однако сложность нового регламента, похоже, еще больше увеличивает этот вызов.
В паддоке Формулы 1 ходили слухи, что Mercedes лидирует в разработке двигателя 2026 года, а также предположения, что Red Bull сталкивается с трудностями.
Насколько нам известно, это всего лишь слухи. Но если руководство Red Bull получило информацию о том, что проект идет не гладко, это могло повлиять на их восприятие работы Хорнера.
Нам придется подождать предсезонных тестов 2026 года, чтобы получить некоторые подсказки о том, был ли проект по созданию силовых агрегатов проблемой.