Несмотря на впечатляющее начало сезона 2025 года в Формуле-1 для Джорджа Рассела, отсутствие нового контракта с Mercedes вызывает все больше вопросов.

27-летний гонщик уже трижды поднимался на подиум в первых четырех гонках и отстает от лидера чемпионата мира Ландо Норриса всего на 14 очков.

Наряду с действующим чемпионом мира Максом Ферстаппеном, опережающим его всего на шесть очков, Рассела можно назвать одним из лучших пилотов этого года, выжимающим максимум из своей машины Mercedes.

Выступления Рассела заслуживают похвалы со всех сторон. Руководитель команды Mercedes, Тото Вольф, заявил, что британец в настоящее время входит в число двух-трех лучших гонщиков в спорте.

Учитывая высокую оценку Вольфа гонщика, которого он взрастил в молодежной системе Mercedes, непонятно, почему австриец допустил, что контракт Рассела истекает в конце следующего года.

На фоне противоречивых сообщений о том, что Рассел близок к подписанию долгосрочного продления, мы анализируем, как ситуация дошла до этой точки.

Действующий контракт Рассела

Последнее продление контракта Рассела произошло в августе 2023 года, когда и он, и его тогдашний напарник Льюис Хэмилтон подписали соглашения, рассчитанные до конца сезона 2025 года.

В феврале 2024 года, когда Хэмилтон подписал сенсационный контракт с Ferrari на 2025 год, выяснилось, что контракт семикратного чемпиона мира был «1+1», что давало возможность как ему, так и команде расторгнуть его в конце 2024 года.

Было неясно, был ли контракт Рассела аналогичным, но уход Хэмилтона открыл ему возможность закрепиться в качестве явного лидера команды.

В сезоне 2024 года он показал впечатляющие результаты, доминируя над Хэмилтоном в квалификациях и опередив его на 22 очка в личном зачете, несмотря на потерю победы в Бельгии из-за дисквалификации, которая произошла не по его вине.

Возможность заявить о себе еще больше возросла, когда Вольф решил рискнуть, посадив в другую машину Mercedes 2025 года крайне неопытного Кими Антонелли. Ожидается, что итальянскому подростку потребуется время, чтобы освоиться на высшем уровне автоспорта.

Сезон начался с того, что Рассел именно это и делает: британец уже на 33 очка опережает Антонелли, несмотря на впечатляющие проблески скорости со стороны молодого гонщика.

Нормальная ли это ситуация?

Если взглянуть на текущую ситуацию с контрактами элитных гонщиков в Формуле-1, то довольно странно, что Mercedes еще не продлили контракт с Расселом.

Действующие чемпионы Кубка конструкторов, McLaren, имеют долгосрочные контракты как с Ландо Норрисом, так и с Оскаром Пиастри.

McLaren проявили активность, не допуская истечения контрактов своих молодых пилотов: Норрис в начале 2024 года подписал продление до конца сезона 2027 года.

Пиастри, тем временем, продлили контракт до конца 2028 года еще до начала нынешнего сезона, причем McLaren продлили контракт с австралийцем уже во второй раз с момента подписания с ним соглашения в 2023 году.

Ферстаппен подписал мега-контракт еще в 2022 году, чтобы остаться в Red Bull до конца 2028 года. Стоит отметить, что в этом контракте, как и почти во всех контрактах Формулы-1, обычно есть возможность расторжения. В случае с голландцем широко известно, что, если Red Bull не выполнит определенные показатели, он будет иметь возможность уйти до 2028 года.

Много говорилось о том, что Ferrari позволили Шарлю Леклеру и Карлосу Сайнсу войти в последний год своих контрактов, истекавших в конце 2024 года.

Леклер в итоге подписал новый долгосрочный контракт в январе 2024 года, но Сайнса, к его большому удивлению, заменили Хэмилтоном, и ему пришлось искать новую команду на 2025 год, которой в итоге стала Williams.

Никогда не было подтверждено, но можно предположить, что задержка с продлением контрактов гонщиков Ferrari в то время могла быть связана с тем, что руководитель команды Фредерик Вассер знал о возможности подписания Хэмилтона.

Ждет ли Mercedes Ферстаппена?

Это подводит нас к главной теме в Mercedes, или, если хотите, в гараже.

После новостей об уходе Хэмилтона в прошлом году, Вольф, воодушевленный проблемами в Red Bull, когда отец голландского гонщика Йос Ферстаппен настоял на уходе руководителя команды Кристиана Хорнера, начал публичную погоню за Ферстаппеном.

Заявив, что вел переговоры с лагерем Ферстаппена во время летнего перерыва в прошлом сезоне, Вольф в августе признал, что переход не состоится в сезоне 2025 года, но заявил, что сохраняет интерес к подписанию контракта на 2026 год.

Переход в 2026 году казался более логичным для всех сторон, поскольку введение радикально новых правил на двигатели и конструкцию, вероятно, даст Mercedes шанс вернуться в борьбу за титул после отставания после предыдущих изменений правил в 2022 году.

Однако, поскольку четвертый подряд титул чемпиона мира для Ферстаппена, похоже, стабилизировал его положение в Red Bull, Вольф незадолго до начала сезона 2025 года заявил, что больше не пытается подписать голландца.

«Я не флиртую на стороне, если у меня хорошие отношения, и это верно и для этого года», — сказал Вольф в Австралии перед первой гонкой сезона. «Так что на данный момент [переход Ферстаппена] не входит в планы.

«Я не планирую отвлекаться от этих ребят и хочу убедиться, что у Джорджа в ближайшее время появится определенность или контракт в ближайшее время».

Однако, после неудачного начала сезона для Red Bull, который заставил советника команды Хельмута Марко в воскресенье заявить о «большой обеспокоенности» по поводу будущего Ферстаппена в команде, было бы крайне удивительно, если бы Вольф не следил пристально за ситуацией со звездным гонщиком.

Могут ли Рассел и Ферстаппен стать напарниками?

Также следует отметить, что Ферстаппен и Рассел публично поссорились в конце прошлого сезона, что сделало перспективу их совместного выступления в одной команде в ближайшее время практически немыслимой.

Объединение соперников также означало бы лишение места в Mercedes Антонелли, 18-летнего гонщика, в которого команда уже вложила огромное количество времени и ресурсов в надежде, что он сможет реализовать свой, как многие считают, исключительный талант.

Red Bull решили не давать Ферстаппену в напарники элитного гонщика, но Карун Чандхок из Sky Sports F1 не уверен, что Mercedes придержится такого же подхода.

Он сказал: «Я думаю, что Red Bull создали ситуацию, возможно, когда Макс имеет право голоса в отношении того, кто будет в другой машине. В то время как в Mercedes у него может не быть такого права голоса.

«Если бы вы были Тото, и у вас был выбор между Джорджем и Максом, это был бы невероятно сильный состав. Это два гонщика, которые стабильно показывают результаты на высшем уровне в течение последних шести месяцев».

Тед Кравиц из Sky Sports считает, что впечатляющая форма Рассела не помешает Вольфу отказаться от британца, чтобы подписать Ферстаппена.

«Я не думаю, что это повлияет, — сказал Кравиц. — Джордж может лидировать в чемпионате мира, но Тото, скорее всего, если у него будет возможность, подпишет Ферстаппена на будущее.

«Я не думаю, что, учитывая безжалостный характер Формулы-1, он бы дважды подумал, прежде чем заменить Джорджа Рассела».

Что будет дальше?

Это подводит нас к настоящему моменту, когда в Саудовской Аравии в эти выходные пройдет финальный этап тройника гонок. После очередного великолепного выступления Рассела, занявшего второе место в Бахрейне, замешательство в паддоке по поводу отсутствия нового контракта достигло новых высот.

Autosport сообщил в понедельник, что британец близок к подписанию двухлетнего продления с опцией еще на год в 2028 году, но Sky Sports стало известно, что новое соглашение и его последующее объявление не являются неизбежными.

Когда в первые недели сезона Рассела и Вольфа спрашивали о ситуации, оба давали в основном уклончивые ответы, но очень позитивно отзывались об отношениях между гонщиком и командой. Скорее, то, что Вольф сказал в Китае, было менее конкретно, чем то, что он говорил в Австралии неделей ранее.

«Джордж — гонщик Mercedes, поэтому мы рады, что он в команде, — сказал Вольф в Шанхае. — Он был юниором и талантом, выращенным Mercedes. Я горжусь этим, и на это направлено все мое внимание».

Со стороны Рассела он настаивал на том, что «нет спешки, нет опасений и нет давления», но добавил, что предыдущие переговоры по контракту с Вольфом занимали «не более 24 часов».

Хотя Рассел сохраняет спокойствие, трудно поверить, что он бы колебался подписать продление, если бы ему предложили, учитывая уверенность Mercedes в успешном выступлении при новых правилах.

Кроме того, с точки зрения Mercedes, было бы вполне логично иметь соглашение с Расселом, независимо от того, подпишут ли они в конечном итоге Ферстаппена.

Хотя вполне понятно, что Mercedes хотят как можно дольше ждать, чтобы увидеть, смогут ли они подписать Ферстаппена, шум вокруг ситуации с Расселом будет только усиливаться с каждой гонкой, особенно если он продолжит показывать элитные результаты.

Чандхок заключил: «Я бы пока не беспокоился. Я думаю, если дело дойдет до Гран-при Великобритании в первую неделю июля, а сделки все еще не будет, это уже другой разговор.

«Я бы пока не волновался на месте Джорджа, потому что, в конце концов, если вы продолжаете показывать результаты и выполнять свою работу на трассе и быть лидером команды, они не смогут это игнорировать».