В преддверии сезона 2025 года в Формуле-1 букмекеры считали Ландо Норриса, четырехкратного действующего чемпиона мира Макса Ферстаппена, фаворитом на титул.
В то время как Норрис обсуждал свой новый статус в предсезонных интервью, его напарник по McLaren Оскар Пиастри спокойно настаивал на том, что готовится к собственной борьбе за титул, игнорируя тот факт, что букмекеры считали его аутсайдером, уступающим Шарлю Леклеру и Льюису Хэмилтону из Ferrari.
Однако сейчас, когда позади всего четыре из 24 этапов сезона, и несмотря на то, что Пиастри отстает от Норриса на три очка в общем зачете, австралиец обошел своего напарника по команде в рейтинге фаворитов.
Хотя еще далеко не факт, что титульная гонка развернется между двумя гонщиками McLaren, поскольку Ферстаппен из Red Bull и Джордж Рассел из Mercedes также находятся в пределах досягаемости, стремительная смена восприятия лидеров, безусловно, завораживает.
В преддверии Гран-при Саудовской Аравии анализируется, как Норрис так быстро превратился из главной надежды McLaren в аутсайдера в собственной команде.
Справится ли Норрис с давлением?
Никогда не было особых сомнений в том, что у Норриса есть скорость, чтобы стать чемпионом мира. Хотя он — как и все остальные гонщики — возможно, не на одном уровне с Ферстаппеном, британец доказал в прошлом году, когда пытался догнать голландца, что может доминировать в гонках, когда у него самая быстрая машина.
Однако тот факт, что он также не смог выиграть несколько гонок 2024 года, где, казалось, имел небольшое преимущество в темпе, оставил вопросы относительно его склонности мешать самому себе. Потеря лидерства на старте гонок была повторяющейся проблемой, в то время как Норрис также публично выражал неуверенность в себе и признавал свое отставание от Ферстаппена в нескольких случаях.
Надеялись, что первый опыт постоянной борьбы впереди подготовит Норриса к его большому шансу в 2025 году, и первые признаки были превосходными, когда он завоевал поул-позицию на открытии сезона в Австралии, а затем преодолел чрезвычайно сложные условия, чтобы выиграть гонку.
Интересные комментарии прозвучали от Рассела после той победы, когда он предположил, что у McLaren было большее преимущество, чем у Red Bull во время их исторически доминирующей кампании 2023 года. Рассел добавил, что у него больше надежды бороться за победы, потому что, в отличие от Red Bull, у McLaren нет Ферстаппена.
Также было заметно, что Рассел неоднократно делал комментарии Норрису о его статусе фаворита, когда они пересекались на пресс-конференциях и в паддоке, и гонщик McLaren начал казаться раздраженным подколками своего давнего соперника.
Норрис допустил ошибку в Китае, заработав всего одно очко в спринте, прежде чем довольствоваться вторым местом после Пиастри в гонке. Он превзошел своего напарника по команде на следующем этапе в Японии, но на этот раз стал вторым после Ферстаппена, когда гонщик Red Bull преподнес сенсацию, победив McLaren.
Ферстаппен сказал после гонки, что если бы он был в McLaren, он бы одержал уверенную победу в Сузуке, а затем удвоил свои комментарии в преддверии гонки в Бахрейне. Норрис почувствовал необходимость ответить на заявления Ферстаппена, прежде чем продемонстрировать очередную слабую гонку, квалифицировавшись шестым и пробившись на третье место в гонке.
После квалификации Норрис сказал, что чувствует себя «бестолковым» и «как будто никогда раньше не водил машину Формулы-1». Только Норрис знает, какое влияние оказывают комментарии его соперников, но нет сомнений в том, что они неоднократно пытаются усилить давление на него.
В чем, по словам Норриса, проблема
Несмотря на признание, что это самая быстрая машина в пелотоне, Норрис намекал на недостатки и неудовлетворенность характеристиками своей McLaren с первого уик-энда сезона.
Он пошел еще дальше после того, как Пиастри полностью превзошел его в Бахрейне, заявив, что он «не чувствует» машину и поэтому показывает «далеко не те возможности, которые у меня есть».
Норрис сказал: «Я не могу проехать ни одного круга так, как проезжал в прошлом сезоне. Я знал каждый поворот, все, что произойдет с машиной, как это произойдет. Я чувствовал себя на вершине машины.
«В этом году я чувствую себя совершенно иначе. Даже в Австралии, независимо от того, выиграл я гонку или нет, я никогда не чувствовал себя уверенно.
«Машина просто мега, и это помогает мне выходить из многих проблем в данный момент. Я просто далек от тех возможностей, которые у меня есть, и мне больно это говорить.
«Я уверен — как будто знаю, что у меня есть все необходимое… когда ты не уверен в машине, не знаешь, где предел, что делать на медленной скорости, на высокой скорости, в любом повороте — да, я никогда не буду настолько быстр, насколько мне нужно быть».
Очевидно, Норрис видит свою непоследовательность на старте сезона как результат своих отношений с MCL39, но его решение быть настолько откровенным о своих проблемах, безусловно, неортодоксально.
Мартин Брандл сказал в Бахрейне: «Вы должны помнить, что когда мы все разочаровываемся в вещах, которые происходят в нашей жизни, нас не снимает камера и миллионы людей не смотрят на нас прямо в этот момент. Но то, как Ландо справляется с этим, он вроде как ругает себя, когда его переполняют соки разочарования, и так он это прорабатывает. Мы все разные.
«Я думаю, что он пытается снизить давление таким образом, чтобы, возможно, его меньше критиковали, потому что он говорит, что он ничтожество. Но использовать такие слова, как «бестолковый», он лидирует в чемпионате мира, ради всего святого, так что он явно не бестолковый. Он один из лучших в мире прямо сейчас.
«Проблема с этой стратегией в том, что она подпитывает ваших соперников. Пиастри, Леклер и Ферстаппен, должно быть, смотрят на это и думают: «Ого, там где-то есть слабое место, куда мы можем проникнуть»».
Прогресс Пиастри превосходит ожидания
Возможно, самая большая проблема для Норриса — это прогресс Пиастри, который, похоже, сделал еще один значительный шаг вперед на ранних этапах своего третьего сезона в Формуле-1.
Норрис доминировал над Пиастри в квалификациях в прошлом сезоне со счетом 21-3, но на этот раз счет 2-2 после четырех гонок, и австралиец вышел вперед в спринтовой квалификации в Китае. Норрис также, казалось, имел преимущество в гоночном темпе над своим напарником по команде в 2024 году, но на этот раз этого не было заметно.
Пиастри на самом деле оказывал больше давления на Норриса, когда находился позади него в Австралии и Японии, чем британец, когда следовал за ним в Китае. Он уверенно победил в Шанхае и еще более доминирующе в Бахрейне в воскресенье, став первым гонщиком, одержавшим две победы в этом сезоне.
Единственной осечкой Пиастри пока стал разворот в Мельбурне под дождем, который стоил ему, казалось, как минимум второго места в домашней гонке, но его впечатляющий ответ на финиш девятым местом уже стер большую часть образовавшегося отставания.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла сделал примечательное признание после гонки в Бахрейне, поскольку, по-видимому, предположил, что их машина 2025 года больше подходит стилю вождения Пиастри, чем Норриса.
Стелла сказал: «Мы знаем, что внесли некоторые изменения в машину, которые немного усложнили жизнь Ландо. Мы технически знаем, что это такое; Ландо адаптируется к этому, возможно, это сыграло немного больше на руку Оскару, и мы работаем вместе, чтобы исправить это».
Несмотря на это признание, McLaren создали в этом году машину, которая — по крайней мере на данный момент сезона — явно быстрее остального пелотона. Если Пиастри сможет продолжать одерживать доминирующие победы, подобные той, которую он одержал в Бахрейне, Стелла, конечно, не будет стремиться слишком сильно менять MCL39.
Независимо от характеристик машины, Пиастри, похоже, добился прогресса как в скорости на одном круге, так и в управлении шинами во время гонок, что было двумя ключевыми областями, которые нуждались в улучшении.
«Пиастри ничем не обеспокоен»
В то время как некоторые сомневались в скорости Пиастри, австралиец продемонстрировал замечательный уровень хладнокровия с момента своего дебюта в 2023 году.
Существует огромный контраст между тем, как гонщики McLaren ведут свои дела, причем Пиастри мало что выдает СМИ, независимо от своих результатов.
В то время как подход Норриса, несомненно, более занимательный и полезный для журналистов, похоже, что Пиастри способен пережить гоночный уик-энд с гораздо меньшим стрессом, чем его напарник по команде.
В преддверии воскресной гонки в Бахрейне Мартин Брандл сказал: «У Пиастри есть скорость, у него есть талант, и, конечно, он становится все более и более опытным, все более и более комфортно чувствует себя в команде McLaren.
«Я провел с ним немного времени на этой неделе то тут, то там, и он так же спокоен в жизни, как и на гоночной трассе, и это спокойствие ума окупится в такие дни, как сегодня, на поуле.
«Я не думаю, что он чем-то обеспокоен, и эта психологическая сила действительно проявится в этом сезоне».
Как предполагают слова Брандла, маловероятно, что подход или поведение Пиастри изменятся в результате его нового статуса.
В то время как Норрис настаивает, что его проблема в машине, будет интересно посмотреть, поможет ли ему статус аутсайдера — пусть и незначительного — вновь обрести свою лучшую форму в Саудовской Аравии в эти выходные.