Мы рассмотрим ключевые вопросы, связанные с новостью о том, что Red Bull поменяет местами Лайама Лоусона и Юки Цуноду перед Гран-при Японии в Сузуке на следующей неделе.
Почему замена происходит именно сейчас?
В заявлении, подтверждающем «ротацию пилотов» в четверг утром, Red Bull настаивал, что этот шаг является «чисто спортивным решением», чтобы помочь им в борьбе за возвращение Кубка конструкторов, который они уступили McLaren в прошлом году.
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер также сослался на «обязанность заботы» о Лоусоне и заявил, что этот шаг поможет «защитить и развить» его после двух сложных гонок на RB21.
- Red Bull заявляет об «обязанности заботы» в связи с подтверждением перестановки Лайама Лоусона и Юки Цуноды
Однако, каковы бы ни были истинные причины быстрой отмены зимнего повышения Лоусона из младшей команды Racing Bulls, трудно описать этот шаг иначе, как жестокий, особенно по отношению к 23-летнему новозеландцу.
При этом нельзя отрицать, что два гоночных уик-энда Лоусона за рулем одной из четырех самых быстрых машин 2025 года оказались провальными. На удивление провальными.
Крейг Слейтер рассуждает о том, не является ли второе место в Red Bull «проклятым» после того, как Лайам Лоусон стал четвертым пилотом, покинувшим команду после ухода Даниэля Риккардо в 2018 году.
Квалификационные результаты 18-е, 20-е и 20-е места — худшая серия для пилота Red Bull за 20-летнюю историю команды — были соответственно дополнены результатами гонок: сход (авария) на Гран-при Австралии, 14-е место в спринте в Китае и 12-е место на Гран-при Китая, в котором три пилота, шедшие впереди Лоусона в первоначальной классификации, были дисквалифицированы.
В резком контрасте, чемпион мира Макс Ферстаппен не квалифицировался ниже второго ряда стартовой решетки ни на одном из этапов и финишировал вторым, третьим и четвертым на той же машине RB21.
Эти результаты означают, что Ферстаппен отстает всего на восемь очков от лидера чемпионата пилотов Ландо Норриса, но из-за того, что Лоусон не набрал очков, занимающий третье место Red Bull уже на 42 очка отстает от McLaren в Кубке конструкторов — рейтинге, который определяет призовые деньги команд в конце сезона.
Послушайте, как Лоусон извиняется по командному радио Red Bull после трудного Гран-при Китая, где он финишировал 12-м, в своей последней гонке за команду перед заменой на Цуноду.
Из результатов Лоусона на первых двух уик-эндах сезона очевидно, что он испытывал серьезные трудности в машине, из которой Ферстаппену удавалось извлекать гораздо больше. Он признал, что его темп был «просто недостаточно хорош» после того, как он квалифицировался последним второй день подряд в Шанхае.
Крейг Слейтер из Sky Sports News сообщил: «Это будет жестоко, но в некоторой степени, не станет ли изъятие его из-под огня благом в долгосрочной перспективе?»
«Ему было гораздо труднее, чем ожидалось, освоиться с этой машиной. Я разговаривал с людьми, которые наблюдают за Лоусоном в течение первых двух гоночных уик-эндов. «Измотанный», «в растерянности» и «слишком много всего сразу» — вот фразы, которые они использовали.
«Результаты, хотя и по небольшой выборке, значительно отстают. 19-е и два 20-х места в квалификации — это не уровень Red Bull».
Результаты Лайама Лоусона в Red Bull
Событие | Результат |
---|---|
Квалификация Гран-при Австралии | 18-е |
Гран-при Австралии | Сход |
Спринтовая квалификация Гран-при Китая | 20-е |
Спринт Гран-при Китая | 14-е |
Квалификация Гран-при Китая | 20-е |
Гран-при Китая | 12-е |
Почему Лоусону не дали больше времени?
Это один из ключевых вопросов, который неизбежно будет задан Хорнеру, когда он предстанет перед СМИ в Сузуке.
Разве Лоусон не заслуживал больше времени, чтобы переломить ситуацию и обрести уверенность в машине, которую даже Ферстаппен признал сложной? Red Bull признал в четверг, что «предстоит проделать большую работу с RB21».
От Даниила Квята до Пьера Гасли, Red Bull имеет историю безжалостных замен пилотов в середине сезона, но понижение Лоусона в должности так рано в кампании — это нечто совершенно иное с точки зрения того, как скоро это произошло.
Хотя Лоусон пояснил в воскресенье, что его замечание после квалификации в Китае «У меня на самом деле нет времени», чтобы переломить ситуацию, на самом деле относилось к тому факту, что сезон уже начался, и гонки шли одна за другой, в конечном итоге это оказалось верным в более буквальном смысле.
Разочарованный Лоусон сказал, что ему нужно разобраться с Red Bull после того, как он финишировал последним в квалификации Гран-при Китая.
Вдобавок к тому, что он пришел в старшую команду Red Bull, имея всего 11 стартов на Гран-при в младшей команде, Лоусон никогда не выступал ни на одном из первых двух этапов в этом году — Альберт-Парке и Шанхайском международном автодроме.
По иронии судьбы, у него есть опыт работы в Сузуке благодаря сезону гонок в японской Super Formula в 2023 году и его участию в Гран-при того года за AlphaTauri, где он финишировал 11-м, на одно место впереди Цуноды.
Следующая трасса после этого — Бахрейн, где Лоусон впервые протестировал RB21 на предсезонных тестах.
Случалось ли когда-нибудь, чтобы пилота Формулы-1 отстраняли так рано?
В 75-летней истории Формулы-1 есть примеры большинства сценариев, но отстранение командой пилота так рано в кампании, безусловно, не является обычным делом.
В совершенно иных обстоятельствах, чем у Лоусона, который все же сохраняет место в гонках, самым коротким пребыванием на якобы постоянной основе в этом веке было пребывание японца Юдзи Иде. FIA отозвала суперлицензию у тогдашнего 31-летнего «новичка» после беспорядочного четырехэтапного пребывания за рулем команды Super Aguri, спонсируемой Honda, в начале сезона 2006 года. Иде больше никогда не появлялся на стартовой решетке.
В более позднее время голландец Ник де Врис продержался всего 10 гонок в 2023 году в команде, которая сейчас называется Racing Bulls, прежде чем его заменили вернувшимся Даниэлем Риккардо.
В 2019 году Red Bull поменял Пьера Гасли на Алекса Албона в своих двух составах после того, как первый провел всего 12 гонок за старшую команду.
Почему Лоусона повысили в должности вместо Цуноды в первую очередь?
Именно перед Рождеством — 19 декабря — Red Bull подтвердил Лоусона в качестве нового напарника Ферстаппена.
Насколько стало все более очевидным в последние недели прошлого года, что Red Bull, наконец, решил расстаться с испытывающим трудности Серхио Пересом — и достигнет с ним соглашения, несмотря на наличие двухлетнего контракта, — также было совершенно ясно, что именно Лоусон, а не более опытный Цунода, получит вызов, чтобы заменить его.
Дэвид Крофт считает, что Лоусону следовало дать больше времени на месте в Red Bull, но думает, что ему пойдет на пользу шаг назад с Racing Bulls.
Но хотя не было ничего нового в том, что старшая команда Red Bull обратилась к младшей команде за новым пилотом — Лоусон был седьмым за последние 16 лет, кто получил внутреннее повышение, — решение вызвать новозеландца вместо Цуноды вызвало внешние споры.
Лоусон впервые участвовал в гонках Формулы-1 в сезоне 2023 года, когда он заменил Даниэля Риккардо в AlphaTauri, ныне Racing Bulls, после того, как австралиец сломал кость на руке.
Лоусон произвел в основном хорошее впечатление во время своего эпизодического появления в 2023 году, набрав очки в Сингапуре, а также дважды финишировав всего в одной позиции от очковой зоны на 11-м месте.

Лоусон и Цунода (AP Photo/Asanka Brendon Ratnayake)
Год спустя он полностью заменил Риккардо на последних шести этапах 2024 года, но Цунода опередил его по квалификациям 4-2, а также набрал больше очков.
Тем не менее, Лоусон стремился проявить себя, и, как понимали боссы Red Bull, у него был необходимый сильный характер, чтобы стать напарником Ферстаппена, чьи неустанная скорость и результаты являются абсолютным мерилом.
Сравнительно небольшие ранние отставания Лоусона от Цуноды также указывали на перспективу дальнейшего роста, как только он наберется опыта.
Почему Цунода сейчас, а не три месяца назад?
Другими словами, если Цунода — подходящий пилот для повышения сейчас, то почему он не был им, когда Лоусон был повышен до этого места в первую очередь? Является ли разворот на 180 градусов исключительно результатом неудач Лоусона? Или впечатляющая форма Цуноды в начале этого сезона в совокупности изменила представление руководства Red Bull о его пригодности для этой роли?
Аргументом против последнего, безусловно, является то, что Цунода уже участвовал в 87 гонках за четыре сезона за Racing Bulls на момент первоначального решения не повышать его в должности еще в декабре, поэтому трудно понять, что могло принципиально измениться в оценках возможностей 24-летнего пилота за три месяца и две гонки.
Как теперь покажет себя Цунода?
Репортер Sky Sports News Крейг Слейтер:
«Цуноде будет тяжело заменить его. У него не было предсезонных испытаний на этой машине, но он будет выступать на своей домашней гонке, и он постоянно говорил, что хочет получить эту возможность.
«Теперь он получает ее, так что посмотрим, что он сможет сделать».
Да, Цунода начал новую кампанию особенно впечатляюще, с тремя попаданиями в топ-10 в квалификациях и сильными гоночными выступлениями на машине Racing Bulls, которая выступает на удивление хорошо, в то время как советник Red Bull Хельмут Марко в последние недели предположил, что «Юки — это другой Юки по сравнению с предыдущими годами».
Он по-прежнему сохраняет связи с Honda, давние отношения, которые, как считалось, потенциально играли против Цуноды, учитывая, что японский производитель переключает свои двигатели Формулы-1 на Aston Martin после этого сезона.
Так неужели опасения, которые Red Bull, должно быть, испытывал по поводу предоставления Цуноде места в первую очередь, несмотря на его больший опыт по сравнению с Лоусоном, внезапно исчезли? Или у них не осталось иного выбора, кроме как попробовать следующий логический вариант, доступный им?
Хорнер заявил в четверг, что «опыт Юки окажется весьма полезным в оказании помощи в разработке текущей машины», подразумевая, что его опыт потенциально лучше подходит для машины, которая работает не так хорошо, как надеялась команда.
Что, если Цунода выступит не лучше Лоусона на этом месте?
Опять же, наводящий вопрос, который, вероятно, будет задан Хорнеру, когда он в следующий раз предстанет перед СМИ.
Что мы точно знаем, так это то, что, в отличие от Лоусона, Цунода не сможет адаптироваться к своей новой машине на предсезонных тестах, и японский пилот будет брошен прямо в центр внимания RB21 на первой практике на своей домашней трассе в Сузуке. По крайней мере, он должен получить время на симуляторе, чтобы освоиться с ее настройками на базе команды в Милтон-Кейнсе перед вылетом в Японию.
Цунода, несмотря на больший опыт в Формуле-1, также менее знаком с основной командой Red Bull в целом, учитывая, что Лоусон несколько лет был закреплен за ними в качестве резервного пилота.
Хотя и не в такой степени, как другие молодые пилоты в других местах, Лоусон проехал на машинах Red Bull на тестах больше, чем Цунода, единственная поездка которого на одной из их машин состоялась во время одного дня в Абу-Даби на послесезонных тестах в декабре. Тест, на котором, по словам Хорнера, Цунода показал себя хорошо.
Что по этому поводу может думать Ферстаппен?

«Будет интересно услышать мнение Макса по этому поводу», — сказал Слейтер после объявления в четверг.
«Одобрит ли он это как прагматичный и правильный поступок? Или это будет воспринято как очередной пример команды, которая сейчас менее уверена в своих решениях?»
Мы не услышим мнение Ферстаппена лично до начала уик-энда в Сузуке, хотя спекуляции о его возможной точке зрения по этим вопросам уже были вызваны активностью его официального аккаунта в Instagram.
Утром официального объявления Red Bull аккаунт Ферстаппена «лайкнул» пост бывшего пилота Формулы-1 и соотечественника-голландца Гидо ван дер Гарде в социальной сети, в котором ныне телеведущий раскритиковал действия команды и высказался в поддержку Лоусона.
В длинном посте Ван дер Гарде содержалось обвинение: «На мой взгляд, это больше похоже на издевательство или панический шаг, чем на реальные достижения спортсменов высокого уровня. Они приняли решение — полностью осознавая — дали Лиаму две гонки, только чтобы сломить его дух».
Red Bull заявил, что пошел на замену из «обязанности заботы, чтобы защитить и развить Лиама».
Ван дер Гарде также написал: «Да, он выступил хуже в первых двух гонках — но если кто и осознает это, так это он сам. Возможно, он сам предложил это, но если нет, я желаю Лиаму всех сил и мужества, чтобы попасть на стартовую решетку в Японии. Верь в себя, подними голову, докажи, что они неправы».
Его пост также был лайкнут аккаунтами бывшего пилота Red Bull Гасли — последнего пилота, пониженного в должности обратно в младшую команду, после всего 12 гонок в 2019 году — и Оскара Пиастри из McLaren.
Когда Макса Ферстаппена спросили о выступлении Racing Bulls во время субботней квалификации на Гран-при Китая, он ответил загадочно!
Хотя мы не знаем, в каком контексте был поставлен «лайк» от аккаунта Ферстаппена и какой именно аспект поста его касался, мы знаем, что чемпион мира выразил свою поддержку Лоусону в ходе уик-энда Гран-при Китая на фоне большого разрыва в их темпе.
Он сказал De Telegraaf: «Если вы посмотрите на разницу между двумя пилотами в других командах, то они все ближе друг к другу.
«Это также показывает, что наша машина чрезвычайно сложная. Я думаю, если посадить Лиама в машину Racing Bulls, он поедет быстрее. Я действительно так думаю. Эта машина проще в управлении, чем наша».
Позже, отвечая на вопрос Sky Sports Italy о конкурентном старте сезона, который показала младшая команда Red Bull, Ферстаппен загадочно сказал: «Я имею в виду, что они выступают очень хорошо, они очень близки ко мне. Возможно, это тоже о чем-то говорит, но да, я не знаю».
Почему Red Bull не подписал более опытного пилота в этом году?
Выступая в декабре, руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер рассказал об уходе Серхио Переса из команды и Формулы-1.
Ну, в том-то и дело. Они подписали — Переса.
Проблема заключалась в том, что двухлетнее продление контракта, которое они дали мексиканскому ветерану на сезоны 2025 и 2026 годов в июне прошлого года, не помогло ему вновь обрести свою лучшую форму.
Испытывая трудности с машиной Red Bull и постепенно теряя уверенность в ней, Перес закончил сезон с девятью очками за последние восемь уик-эндов Гран-при и ни разу не поднялся на подиум за последние 19 этапов. Это фактически стоило Red Bull Кубка конструкторов, что сделало ранний разрыв неизбежным.
Переподписав Переса, Red Bull решил проигнорировать возможность нанять Карлоса Сайнса, своего бывшего младшего пилота, когда он все еще был свободным агентом после ухода из Ferrari.
Объясняя это решение, Хорнер несколько загадочно сказал в интервью Sky Sports News в конце прошлого сезона, что «нужно смотреть на всевозможные критерии и динамику».
Повторное привлечение Риккардо в Racing Bulls в качестве своего рода страховки на случай, если Перес не вернется к своей лучшей форме, также в конечном итоге не сработало: австралиец уступил Цуноде, прежде чем был заменен Лоусоном после Гран-при Сингапура.
Напарники Макса Ферстаппена в Red Bull
Пилот | Сезон(ы) | Гонки |
---|---|---|
Даниэль Риккардо | 2016-2018 | 58 |
Пьер Гасли | 2019 | 12 |
Алекс Албон | 2019-2020 | 26 |
Серхио Перес | 2021-2024 | 90 |
Лайам Лоусон | 2025 | 2 |
Почему так много пилотов испытывали трудности в качестве напарника Ферстаппена?
Цунода станет шестым напарником Ферстаппена в Red Bull за 10 сезонов.
После того, как Риккардо покинул команду по собственной инициативе ради выгодного предложения от Renault с 2019 года, следующие два эксперимента Red Bull с перспективными пилотами из собственного пула — Гасли и Алексом Албоном — продлились всего 12 и 26 гонок соответственно.
Это привело к тому, что с 2021 года они обратились к Пересу, и, когда Red Bull вернулся к победам в чемпионате в последующие годы, эта схема работала хорошо, пока в середине 2023 года характеристики машины Red Bull не начали вызывать у мексиканца повторяющиеся проблемы.
Машина 2025 года немного отличается, но Лоусон обнаружил, что новая RB21 так же сложна в управлении.
«Чтобы управлять машиной Формулы-1, нужно быть на 100 процентов уверенным в том, что ты делаешь», — сказал он Sky Sports F1 после квалификации в Китае.
«Дело не в том, что я не чувствую себя уверенно, но окно настолько мало, что сейчас, похоже, я просто не попадаю в него. Дело в том, что мне просто нужно освоиться».
Разработана ли машина Red Bull только для Ферстаппена?
У Лоусона был нервный момент на тестах, когда новозеландцу едва удалось удержать свою машину от вылета в гравий.
Распространенный вопрос, хотя было бы слишком упрощенно прийти к такому выводу, учитывая, что инженеры Red Bull, как и все команды, просто пытаются создать самую быструю машину, какую только могут.
Задача сделать это для Red Bull в настоящее время усугубляется тем фактом, что за последний год их обогнали McLaren — а временами и другие соперники — в спортивной иерархии после двух сезонов рекордного доминирования.
«Макс довольно конкретно говорит, чего он хочет от машины, чтобы сделать ее быстрой, и это, как правило, очень позитивная передняя часть машины, очень резкий поворот», — сказал Хорнер Sky Sports F1 в Китае.
«Недостатком этого является то, что иногда задняя часть становится немного нервной и нестабильной, но он [Ферстаппен] справляется с этим, и у него есть к этому чувство».