Макс Ферстаппен заявил, что одна из причин, по которой он не смог открыто выразить свое недовольство важным штрафом, полученным во время Гран-при Саудовской Аравии, заключается в том, что люди «не готовы принять всю правду».
Действующий чемпион мира, стартовавший с поула в Джидде, был наказан за выезд за пределы трассы и получение преимущества в инциденте на первом повороте с Оскаром Пиастри, который в итоге стал победителем гонки.
Пилот McLaren лучше стартовал со второй позиции и поравнялся с Ферстаппеном по внутренней траектории. В этой ситуации голландец отказался уступать, воспользовавшись зоной вылета, чтобы сохранить лидерство.
Команда Red Bull и Ферстаппен решили не возвращать позицию Пиастри сразу, после чего судьи приняли решение о пятисекундном штрафе. Этот штраф, отбытый во время единственного пит-стопа, позволил австралийцу выйти вперед.
Ферстаппен явно выразил свое недовольство этим решением, но пояснил, что не может вдаваться в детали, опасаясь проблем с руководящим органом спорта, FIA.
«Проблема в том, что я не могу поделиться своим мнением, потому что меня могут наказать», — сказал Ферстаппен. «Поэтому лучше об этом не говорить.»
«Думаю, лучше вообще об этом не говорить. Всё, что я скажу или попытаюсь сказать, может навлечь на меня неприятности.»
На вопрос, расстраивает ли его необходимость держать язык за зубами, Ферстаппен ответил:
«Думаю, это просто мир, в котором мы живем. Нельзя полностью поделиться своим мнением, потому что это, видимо, не приветствуется, или люди не могут принять всю правду.»
«Для меня лучше, если мне не придется слишком много говорить, это тоже экономит мое время, ведь у нас и так много дел.»
«Честно говоря, всё к этому идет. Все стали гиперчувствительными ко всему. И потом, конечно, в нынешней ситуации мы всё равно не можем критиковать. Так что всё нормально, меньше разговоров — мне только лучше.»
Другие правила в этом году?
В послегоночном интервью Ферстаппена спросили, чем этот инцидент отличается от прошлогоднего столкновения с Ландо Норрисом на Гран-при США, когда пилот McLaren был наказан за то же нарушение.
Ферстаппен намекнул, что изменение Руководства по стандартам пилотирования в этом сезоне означает, что эти инциденты нельзя сравнивать.
Он сказал: «Мы много об этом говорили, и правила в прошлом году и в этом — разные, так что в этом нет проблемы.»
«Но, честно говоря, это тоже не моя проблема.»
Когда его попросили уточнить, он добавил:
«Давайте посмотрим документы. Там всё написано.»
В официальном письменном решении судей говорится, что Пиастри, как обгоняющий автомобиль, поравнялся с Ферстаппеном и, согласно руководству, имел право на поворот.
В решении говорится: «Судьи рассмотрели данные систем позиционирования/маршалинга, видео, тайминг, телеметрию и видео с камер в болидах, и определили, что болид №81 был на уровне передней оси по крайней мере с зеркалом болида №1 до и в апексе первого поворота при попытке обгона болида №1 по внутренней траектории. Фактически, болид №81 находился рядом с болидом №1 в апексе.»
«Согласно Руководству по стандартам пилотирования, это был поворот болида №81, и ему должны были оставить место.»
«Затем болид №1 покинул трассу и получил продолжительное преимущество, которое не было возвращено. Он остался впереди болида №81 и стремился развить это преимущество.»
Хорнер: Возможно, правила нужно пересмотреть
Руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер был готов подробнее объяснить свое несогласие с решением судей, представив на пресс-конференции телеметрию, которая, по его словам, подтверждала его правоту.
Он заявил: «Я считаю, что это было очень сурово. Мы не уступили позицию, потому что не считали, что сделали что-то не так. На апексе поворота совершенно ясно видно, что Макс, по нашему мнению, был явно впереди.»
«Не понимаю, как судьи пришли к такому выводу. Оба зашли в поворот с одинаковой скоростью. Оскар заехал глубоко, Макс просто не может испариться в этот момент.»
«Возможно, эти правила нужно пересмотреть. Я не знаю, что случилось с принципом `дайте им гоняться` на первом круге. Кажется, его просто забыли.»
Хорнер добавил, что уверенность судей в своем решении означает, что Red Bull «крайне маловероятно» будет подавать апелляцию.
Он также пояснил, что решение рискнуть получить штраф вместо того, чтобы уступить позицию, было продиктовано опасением Red Bull перед Джорджем Расселлом из Mercedes, который находился на третьем месте.
«Если бы мы уступили, мы оказались бы в грязном воздухе и были бы под угрозой со стороны Джорджа», — сказал Хорнер. «Поэтому лучшим решением было, получив штраф, просто продолжать атаковать.»
Пиастри: Всё произошло так, как и должно было
Пиастри, который впервые в своей карьере стал лидером чемпионата мира, одержав третью победу в сезоне, был так же уверен, что решение было вынесено правильно.
«У меня был отличный старт, и я поравнялся», — сказал австралиец. «С этого момента мне, очевидно, пришлось тормозить довольно поздно, но я знал, что достаточно моей машины находится рядом, чтобы занять поворот.»
«Мы, конечно, оба тормозили крайне поздно, но я, думаю, тормозил настолько поздно, насколько мог, оставаясь на трассе. Я считаю, что всё развивалось именно так, как и должно было быть.»
Исполнительный директор McLaren Racing Зак Браун заявил, что Ферстаппен «однозначно» заслужил штраф, поскольку решил не уступать позицию в повороте.
Браун сказал Sky Sports F1: «Я определенно считал, что штраф был заслужен. Оскар был явно на внутренней траектории, лучше стартовал, и, знаете, нужно использовать гоночную трассу.»
«Будь то пятисекундный штраф или возврат позиции, я думаю, могло быть и то, и другое. Я считаю, что это было абсолютно уместно. Это был поворот Оскара, и в какой-то момент нужно уступить.»
Браун: Пиастри имел право на поворот
Комментируя инцидент в прямом эфире, Мартин Браун со Sky Sports F1 был уверен, что Ферстаппен заслужил штраф, и подтвердил свое мнение после гонки.
Браун сказал: «Оскар зашел в первый поворот, достиг первого апекса — и я читал правила на 2025 год — и у него был этот поворот.»
«Но если ваш соперник хочет оттормозиться — и если присмотреться, там не было особого поворота руля — Макс особо не пытался пройти по внешней.»
«Он потерял этот поворот, и ему следовало бы вернуться на трассу.»
«Думаю, команде следовало сразу вернуть позицию. Тогда, я думаю, у них мог бы быть шанс выиграть гонку.»