Ср. Окт 8th, 2025

Макс Ферстаппен: На волоске от дисквалификации

Предстоящий Гран-при Канады станет первой из двух ключевых гонок, где чемпион Формулы-1 Макс Ферстаппен будет находиться под пристальным вниманием из-за риска получить дисквалификацию. Это связано с напряженной ситуацией после спорных событий последней гонки в Испании.

Штраф в 10 секунд, наложенный стюардами на пилота Red Bull за столкновение с Джорджем Расселом из Mercedes, не только отбросил Ферстаппена с пятого на десятое место в итоговой классификации, лишив девяти потенциально важных очков в чемпионате мира, но и привел к начислению трех штрафных баллов на его суперлицензию Формулы-1.

Это дополнительное наказание является критическим, поскольку общее количество штрафных баллов Ферстаппена за последние 12 месяцев достигло 11 – всего один балл отделяет его от автоматического запрета на участие в одной гонке, согласно правилам Формулы-1.

Штрафные баллы остаются на лицензии пилота в течение года, но первые из текущих баллов Ферстаппена будут списаны только 30 июня. Эта дата наступает после предстоящих гонок в Монреале (Канада) и Австрии, что означает, что ему придется быть особенно осторожным.

«Ничего нельзя гарантировать», — прокомментировал руководитель команды Red Bull Кристиан Хорнер после гонки в Испании, отвечая на вопрос о шатком положении своего звездного пилота перед двумя ближайшими этапами.

«Ему просто нужно избегать неприятностей в ближайших нескольких гонках. Тогда первые баллы будут списаны в конце июня».

Ферстаппен не получал штрафных баллов в первых восьми гонках текущего сезона до Испании, а также имел более длительные безупречные серии в прошлом. Red Bull уверены, что их четырехкратный чемпион сможет снова найти правильный баланс. Однако, учитывая быстрое накопление штрафных баллов за последний год, у него осталось очень мало права на ошибку в прямых столкновениях на трассе в ближайшие недели.

Макс Ферстаппен и Джордж Рассел сталкиваются на Гран-при Испании
На видео: столкновение Макса Ферстаппена и Джорджа Рассела на последних кругах Гран-при Испании.

Как работает система штрафных баллов в Формуле-1

Система штрафных баллов была введена в Формуле-1 с начала сезона 2014 года для предотвращения частых инцидентов на трассе и наказания за нарушения правил пилотами.

Помимо обычных спортивных санкций, таких как временные штрафы, штрафы на стартовой решетке, проезды по пит-лейн и, в крайних случаях, дисквалификации, стюарды на Гран-при также могут начислять штрафные баллы (один, два или три) на суперлицензию пилота за нарушения правил на трассе.

Суперлицензия является обязательным требованием для всех пилотов, участвующих в уик-эндах Гран-при, и именно на нее начисляются штрафные баллы.

Эта система аналогична начислению штрафных баллов на обычных водительских правах за нарушения ПДД. Как и в случае с дорожными правами, пилотам запрещено участвовать в гонках, если они набирают максимум 12 баллов, которые учитываются за скользящий 12-месячный период.

Спортивный регламент гласит: «Если пилот набирает двенадцать (12) штрафных баллов, его лицензия будет приостановлена на следующий этап соревнований, после чего двенадцать (12) баллов будут списаны с лицензии. Штрафные баллы остаются на суперлицензии пилота в течение двенадцати (12) месяцев, после чего они соответственно удаляются по истечении двенадцатимесячного срока с момента их начисления.»

Текущие штрафные баллы пилотов Формулы-1
Пилот Баллы
Макс Ферстаппен 11
Лиам Лоусон 6
Нико Хюлькенберг 4
Оскар Пиастри 4
Оливер Берман 4
Ландо Норрис 3
Лэнс Стролл 3
Карлос Сайнс 2
Фернандо Алонсо 2
Франко Колапинто 2
Алекс Албон 2
Джордж Рассел 1
Восемь пилотов 0

Как Ферстаппен набрал 11 баллов?

  • 30 июня 2024 (списание) — 2 балла — Столкновение с Ландо Норрисом на Гран-при Австрии
  • 27 октября 2024 (списание) — 2 балла — Вытеснение Ландо Норриса с трассы на Гран-при Мехико
  • 2 ноября 2024 (списание) — 1 балл — Слишком быстрая езда под режимом виртуальной машины безопасности на спринте в Сан-Паулу
  • 30 ноября 2024 (списание) — 1 балл — Излишне медленная езда и помеха Джорджу Расселу в квалификации Гран-при Катара
  • 8 декабря 2024 (списание) — 2 балла — Столкновение с Оскаром Пиастри на Гран-при Абу-Даби
  • 1 июня 2025 (списание) — 3 балла — Столкновение с Джорджем Расселом на Гран-при Испании

Первые два балла Ферстаппена, полученные за столкновение с Норрисом в Австрии, истекают 30 июня – спустя год после инцидента. Однако следующие два балла, начисленные в Мехико в прошлом году, будут списаны лишь в конце октября.

Это означает, что даже если Ферстаппен избежит получения штрафных баллов в Канаде и Австрии, он останется с девятью баллами на следующие девять Гран-при.

Столкновение Ландо Норриса и Макса Ферстаппена на Гран-при Австрии
Повтор момента столкновения Ландо Норриса и Макса Ферстаппена на Гран-при Австрии 2024 года, после чего оба гонщика упустили победу.

Какие инциденты могут привести к одному штрафному баллу?

Стюарды гонки могут начислять от одного до трех штрафных баллов, в зависимости от серьезности нарушения.

Не существует публично доступного «меню» инцидентов, за которые начисляется определенное количество баллов, однако 11 лет прецедентов служат ориентиром.

Как упоминалось ранее, Ферстаппен дважды получал по одному штрафному баллу за последний год: первый раз за слишком быструю езду под режимом виртуальной машины безопасности на спринте в Сан-Паулу, а второй – за излишне медленную езду, помешавшую Расселу в квалификации в Катаре.

Джордж Рассел и Макс Ферстаппен в Катаре
Джордж Рассел едва избегает Макса Ферстаппена на пути к своему финальному быстрому кругу в квалификации Гран-при Катара.

По совпадению, Джордж Рассел также получил один балл на свою лицензию в тот же уик-энд в Катаре за несоблюдение правила о дистанции в 10 корпусов автомобиля за машиной безопасности.

Столкновения с другими автомобилями также приводили к начислению одного штрафного балла в недавнем прошлом (например, Лиам Лоусон в Бахрейне и Майами) – и это касалось не только гонок.

Лэнс Стролл из Aston Martin получил один балл на свою суперлицензию на Гран-при Монако в прошлом месяце за столкновение с Ferrari Шарля Леклера во время пятничной тренировки.

Лэнс Стролл после столкновения в Монако
Лэнс Стролл из Aston Martin получил штрафные баллы за столкновение с Шарлем Леклером на тренировке Гран-при Монако.

В то же время Эстебан Окон получил один штрафной балл в Майами в прошлом году за небезопасный выезд с пит-лейн, когда он выехал из гаража Alpine и столкнулся с Леклером перед кругами на стартовую решетку спринта.

Достигал ли кто-либо ранее лимита в 12 баллов?

Хотя несколько пилотов приближались к набору 12 активных баллов на лицензии, лишь в прошлом сезоне – спустя десять лет после введения системы – Кевин Магнуссен стал первым, кто достиг этого лимита после столкновения с Пьером Гасли на Гран-при Италии.

В результате пилот Haas тогда пропустил следующую гонку в Азербайджане, и его место на уик-энде в Баку занял Оливер Берман.

Столкновение Кевина Магнуссена и Пьера Гасли на Гран-при Италии
Пилот Haas Кевин Магнуссен столкнулся с Пьером Гасли на Гран-при Италии, набрав слишком много штрафных баллов и пропустив следующую гонку.

До введения официальной системы последним пилотом, отстраненным от Гран-при, был Ромен Грожан после массового столкновения нескольких болидов в первом повороте Гран-при Бельгии 2012 года. Француз также был замешан в других инцидентах ранее в том сезоне.

Михаэль Шумахер (две гонки), Эдди Ирвайн (три) и Мика Хаккинен (одна) были отстранены в 1994 году за различные нарушения, а Найджелу Мэнселлу запретили участвовать в Гран-при Испании 1989 года.

Кто заменит Ферстаппена, если он пропустит гонку?

Конечно, в Red Bull надеются, что Ферстаппен, как выразился Хорнер, сможет «избежать проблем» в Монреале и Австрии, чтобы эта ситуация не стала немедленной и нежелательной проблемой для команды.

Однако, если бы им внезапно потребовалась разовая замена для Ферстаппена, то почти неизбежно был бы вызван один из двух пилотов сестринской команды Racing Bulls — Исак Хаджар или Лиам Лоусон — чтобы заменить его на один уик-энд рядом с Юки Цунодой.

Исак Хаджар, гонщик Racing Bulls
Новичок Исак Хаджар, один из потенциальных кандидатов на замену.

Впрочем, такая перестановка, в свою очередь, создаст временную вакансию в младшей команде.

23-летний Аюму Иваса из Японии является более опытным резервным пилотом Red Bull и уже участвовал в пятничных практиках обеих команд. Также 17-летний британский гонщик Арвид Линдблад, лидирующий в Формуле-2, теперь является жизнеспособным вариантом после того, как FIA на этой неделе удовлетворила давний запрос команды о предоставлении исключения для получения суперлицензии их протеже за два месяца до его 18-летия.

Расписание Гран-при Канады Формулы-1

  • Четверг, 12 июня

    • 20:00: Пресс-конференция пилотов
  • Пятница, 13 июня

    • 16:00: Первая практика F1 Academy
    • 18:00: Первая практика Гран-при Канады (начало сессии в 18:30)
    • 20:00: Шоу F1
    • 21:00: Пресс-конференция руководителей команд
    • 21:30: Вторая практика Гран-при Канады (начало сессии в 22:00)
    • 23:25: Квалификация F1 Academy
  • Суббота, 14 июня

    • 14:10: Первая гонка F1 Academy
    • 17:15: Третья практика Гран-при Канады (начало сессии в 17:30)
    • 19:30: Вторая гонка F1 Academy
    • 20:30: Подготовка к квалификации Гран-при Канады
    • 21:00: КВАЛИФИКАЦИЯ ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
    • 23:00: Заметки Теда о квалификации
  • Воскресенье, 15 июня

    • 15:50: Третья гонка F1 Academy
    • 17:30: Воскресенье Гран-при: подготовка к Гран-при Канады
    • 19:00: ГРАН-ПРИ КАНАДЫ
    • 21:00: Клетчатый флаг: реакция на Гран-при Канады
    • 22:00: Заметки Теда
Яркие моменты Гран-при Канады
Обзор самых драматичных моментов Гран-при Канады.

By Дмитрий Корсаков

Дмитрий Корсаков - спортивный журналист с 15-летним опытом работы в Екатеринбурге. Специализируется на освещении хоккея и фигурного катания. Начинал карьеру как блогер, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных изданий.

Related Post