Кристиан Хорнер освобожден от должности руководителя команды Red Bull с немедленным вступлением в силу. Это произошло после 20 лет его работы во главе команды Формулы-1.
Руководство Red Bull уведомило Хорнера об этом неожиданном решении во вторник вечером. В среду утром 51-летний Хорнер выступил перед командой на базе в Милтон-Кинсе с эмоциональной речью.
По имеющейся информации, два высокопоставленных руководителя, тесно связанных с Хорнером, также покинули Red Bull.
По словам Мартина Брандла из Sky Sports F1, Хорнер сообщил ему, что «причина его освобождения не была названа». Официальное заявление Red Bull также не содержало объяснений.
Red Bull подтвердила, что Лоран Мекис заменит Хорнера на посту генерального директора и руководителя команды. Он перейдет из дочерней команды Racing Bulls, где теперь будет руководить Алан Пермейн.
«Это стало шоком для меня самого», сказал Хорнер со слезами на глазах, обращаясь к сотрудникам Red Bull в видео, которое стало доступно Sky Sports News.
«У меня была возможность обдумать случившееся за последние 12 часов, и я хотел обратиться ко всем вам, чтобы сообщить эту новость и выразить благодарность каждому сотруднику команды, который внес огромный вклад за последние двадцать с половиной лет.»
«Когда я пришел сюда 20 лет назад, у меня было гораздо меньше седых волос. Я пришел в команду, не зная, что меня ждет, но меня сразу же тепло приняли, и мы начали создавать то, что в итоге стало доминирующей силой в Ф1. Наблюдать за этой командой и быть ее частью было величайшей привилегией в моей жизни.»

Управляющий директор Red Bull Оливер Минцлафф сказал в заявлении команды: «Мы хотели бы поблагодарить Кристиана Хорнера за его исключительную работу на протяжении последних 20 лет.»
«С его неустанной преданностью, опытом, знаниями и инновационным мышлением, он сыграл ключевую роль в становлении Red Bull Racing как одной из самых успешных и привлекательных команд в Формуле-1.»
«Спасибо за все, Кристиан, и ты навсегда останешься важной частью истории нашей команды.»
Под руководством Хорнера Red Bull пережила два периода доминирования в Формуле-1. Себастьян Феттель и команда завоевали четыре подряд титула в зачете пилотов и конструкторов с 2010 по 2013 год, а Макс Ферстаппен выиграл последние четыре чемпионства среди пилотов с 2021 по 2024 год. Red Bull также становилась чемпионом среди конструкторов в 2022 и 2023 годах.
Достижения Red Bull под руководством Хорнера
- Восемь титулов чемпиона мира среди пилотов
- Шесть титулов чемпиона среди конструкторов
- 124 победы
- 107 поул-позиций
- 287 подиумов
Последние полтора года были для Хорнера неспокойными как на трассе, так и за ее пределами.
Обвинения в неподобающем поведении, выдвинутые против него в феврале 2024 года со стороны коллеги-женщины, были отклонены после внутреннего расследования, а затем и после апелляции прошлым летом. Хорнер на протяжении всего времени отрицал эти обвинения.
McLaren обогнала Red Bull как доминирующая команда в Ф1, в то время как несколько высокопоставленных фигур покинули команду из Милтон-Кинса за последние 18 месяцев, включая легендарного дизайнера Эдриана Ньюи, ушедшего в Aston Martin, и спортивного директора Джонатана Уитли, ушедшего в Sauber.

Последней гонкой Хорнера в качестве руководителя стало воскресное Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, где Ферстаппен стартовал с поул-позиции, но финишировал пятым после разворота на мокрой трассе.
Четырехкратный чемпион Ферстаппен отстает от лидера чемпионата Оскара Пиастри на 69 очков по итогам половины сезона.
Red Bull в настоящее время занимает четвертое место в зачете конструкторов, отставая от лидера McLaren на 288 очков. Ferrari и Mercedes также опережают их в турнирной таблице.
Ферстаппен набрал 165 из 172 очков Red Bull в этом сезоне. Новичок Лиам Лоусон был заменен после всего двух гонок, а Юки Цунода также испытывает трудности во втором болиде Red Bull, финишировав последним в двух последних гонках.
Брандл: В Red Bull дела шли не особо гладко
Анализ Мартина Брандла из Sky Sports F1…
«Это не было полной неожиданностью, учитывая проблемы в команде. Мне довольно грустно. Я считаю Кристиана другом, и он проделал невероятную работу за 20 лет.»
«Он привел команду к огромному числу побед и титулов чемпионов мира как среди пилотов, так и в зачете конструкторов. Он превратил бывшие, испытывавшие трудности команды Stewart и Jaguar в мощную организацию в Милтон-Кинсе с огромным количеством успехов и внушительной коллекцией трофеев.»
«Не так уж трудно почувствовать в паддоке Ф1, наблюдать и слышать, что дела шли не особенно гладко.»
«Вероятно, на это повлияли как обвинения и расследование, так и, на мой взгляд, результаты команды. Возможно, теперь вероятность того, что Ферстаппены останутся в команде, выше — я считаю, что ситуация стала довольно личной.»
«Есть ряд аспектов, но особенно то, что машина испытывает трудности, хотя в этом году они и выиграли гонки блестяще.»
«Кристиан сказал мне, что `причина его увольнения не была названа`. Ничто не вечно. Все движется дальше.»
«Red Bull уже предприняла значительные изменения: Лоран Мекис перешел из Racing Bulls — их сестринской команды — а Алан Пермейн возьмет там на себя руководство, так что они быстро нашли решения.»
Утрата поддержки и напряженность в команде
Анализ Крейга Слейтера из Sky Sports News…
«Чтобы понять причины ухода Хорнера из Red Bull, необходимо взглянуть на противоречия, которые существовали в команде уже некоторое время.»
«Отчасти это связано с разделением владения командой. 49% принадлежит семье Матешиц… 51% находился во владении тайской стороны… которая ранее была союзником Кристиана Хорнера и поддерживала его во время расследований… связанных с обвинениями со стороны сотрудницы, по которым два внутренних расследования признали его невиновным.»
«Чалерм Йоовидхья поддерживал Кристиана Хорнера все это время. Насколько я понимаю, эта поддержка в итоге иссякла.»
«Другим аспектом всего этого были непростые отношения между Хорнером и Ферстаппенами, особенно Йосом Ферстаппеном, отцом Макса Ферстаппена.»

«За последний год или около того команду покинули несколько высокопоставленных сотрудников. Джонатан Уитли, Эдриан Ньюи… Роб Маршалл… а также другие сотрудники.»
«Red Bull работала над созданием собственного двигателя к 2026 году, но, на мой взгляд, ощутимая напряженность внутри команды, снижение успехов на трассе и, возможно, негативное влияние на имидж команды… За последние пару лет команда производила впечатление не совсем счастливой организации, иначе и не скажешь.»
«Это все еще большая неожиданность, потому что это команда, которая все еще выигрывала гонки, выигрывала гонки в этом году, и Кристиан Хорнер сыграл абсолютно ключевую роль в том, чтобы команда стала тем, чем она является сегодня. Он построил ее из очень небольшой организации.»
«Я думаю, это окончательный конец борьбы за власть, которая была очевидна в этой команде за последние пару лет, и в конечном итоге это борьба за власть, которую Кристиан Хорнер проиграл.»
20 лет Хорнера во главе Red Bull
Хорнер был назначен руководителем команды Red Bull в январе 2005 года, спустя два месяца после того, как компания-производитель энергетических напитков купила команду Jaguar F1. В возрасте 31 года он стал самым молодым руководителем команды в истории Ф1.
Он помог привлечь Эдриана Ньюи в команду в ноябре 2005 года, но первая победа команды была одержана только в 2009 году, когда Феттель выиграл дождевой Гран-при Китая.

В том году Red Bull одержала еще пять побед, заняв второе место в Кубке конструкторов. Феттель также стал вторым в зачете пилотов, отстав от чемпиона мира Дженсона Баттона на 11 очков.
Феттель и Red Bull продолжили доминировать в спорте в течение следующих четырех лет, выигрывая чемпионаты пилотов и конструкторов с 2010 по 2013 год.
Новые правила по двигателям положили конец этому доминированию, и Mercedes стала командой, которую нужно было побеждать. Red Bull выиграла всего три гонки в 2014 году, одну в 2015 и две в 2016 — одна из которых была победой Ферстаппена в его дебютной гонке за команду на Гран-при Испании.
Несмотря на отсутствие шансов на чемпионство, Хорнер оставался у руля, и в 2021 году Red Bull снова завоевала титул чемпиона мира, когда Ферстаппен обошел Льюиса Хэмилтона в борьбе за титул при спорных обстоятельствах на финале сезона в Абу-Даби.

Голландец отстоял свой титул в следующем году, а Red Bull выиграла свой первый Кубок конструкторов за девять лет в 2022 году. В 2023 году команда провела самый доминирующий сезон в истории Ф1, выиграв 21 из 22 гонок.
Но за последние полтора года будущее Хорнера находилось под пристальным вниманием после обвинений в неподобающем поведении.
Как развивалась история Хорнера
- 5 февраля 2024: Red Bull подтверждает расследование в отношении Хорнера после обвинений в ненадлежащем поведении со стороны сотрудницы. Хорнер «полностью отрицает» обвинения.
- 9 февраля: Хорнер впервые встречается с внешним адвокатом.
- 15 февраля: Хорнер впервые выступает на презентации Red Bull и отрицает неправомерные действия.
- 22 февраля: Хорнер снова выступает на пресс-конференции Ф1 и говорит, что не может комментировать процесс.
- 28 февраля: Обвинения против Хорнера отклонены.
- 29 февраля: Хорнер снова отрицает обвинения после утечки материалов расследования.
- 7 марта: Обвинитель Хорнера отстранена от работы.
- 16 марта: Женщина, обвинившая Хорнера, подает апелляцию на решение Red Bull.
- 8 августа: Апелляция против Хорнера отклонена.
На прошлогоднем Гран-при Бахрейна, открывавшем сезон, он был оправдан после внутреннего расследования обвинений в неправомерных действиях со стороны сотрудницы Red Bull. 8 августа 2024 года Red Bull подтвердила отклонение апелляции, поданной в марте.
Что теперь будет с Ферстаппеном?
Будущее Ферстаппена в Red Bull также находилось в центре внимания. Его отец, Йос, год назад в Бахрейне заявил, что Red Bull «взорвется», если Хорнер останется на своей должности.
Ферстаппен выиграл четвертый подряд чемпионат мира в прошлом году, но, несмотря на контракт до 2028 года, его связывали с уходом, а руководитель команды Mercedes Тото Вольфф недавно подтвердил, что вел переговоры с голландцем.

Брандл добавил: «Еще предстоит увидеть… Каждое очко, подиум, победа и чемпионат мира, которые Макс завоевал благодаря своему гениальному пилотажу, были на болиде Red Bull.»
«Он часто говорил, что хотел бы завершить карьеру в Red Bull, если будет такая возможность. В следующем году команда представит собственный двигатель в рамках крупнейших изменений в истории Ф1, касающихся болида и силовой установки одновременно. Кристиан полностью контролировал этот аспект развития.»
«Мы знаем, что у Макса есть пункт о расторжении контракта, основанный на его позиции в чемпионате мира в конце этого месяца.»
«Означает ли это, что он скорее уйдет или скорее останется? Я могу лишь предположить, что это означает, что он, скорее всего, останется в команде.»
Что дальше для Хорнера?
Что Хорнер будет делать дальше, пока неизвестно. 51-летний руководитель посетил каждый Гран-при, в котором участвовала Red Bull, за свои 20 лет во главе команды.
Ранее его связывали с должностью руководителя команды Ferrari. В мае немецкое издание BILD утверждало, что место Фреда Вассера находится под угрозой и что руководители итальянской команды установили с Хорнером «неформальный» контакт.

Выступая на Гран-при Испании после сообщения, Хорнер сказал, что «всегда очень приятно, когда тебя связывают с другими командами», но настаивал, что его преданность принадлежит Red Bull.
Единственная команда на решетке без руководителя в настоящее время — Alpine, хотя французская команда недавно подписала Стива Нильсена в качестве управляющего директора, отвечающего за ежедневную работу. Старый друг Кристиана, Флавио Бриаторе, также работает в Alpine в качестве исполнительного консультанта.
Комментатор Sky Sports F1 Карун Чандхок сказал: «Кристиан был одним из самых успешных руководителей команд в истории Ф1, особенно в современной. Двадцать лет во главе команды и завоевание 14 чемпионатов мира в общей сложности — это фантастический результат.»
«Он находился в `котле под давлением` Формулы-1 в течение 20 лет на передовой. Он, по общеизвестным данным, не пропустил ни одной гонки за рулем Red Bull. Прошло много времени, возможно, он хочет немного отдохнуть.»
«Может ли он перейти в Ferrari? Было много слухов… этого не произошло… Лично я не думаю, что он туда пойдет.»
«Может ли он оказаться в Alpine? С точки зрения личной жизни, он мог бы продолжать жить в Великобритании… Хочет ли он срывать своих детей? Хочет ли он полностью менять свою жизнь? Вероятно, нет.»
«Alpine по-прежнему базируется в долине автоспорта Оксфордшира, и они ищут руководителя команды. Они наняли Стива Нильсена в качестве управляющего директора, старый друг Кристиана Флавио Бриаторе отвечает как исполнительный консультант. Это может быть будущим местом работы для Кристиана Хорнера, если он, конечно, решит продолжить…».
Еще одним потенциальным вариантом для Хорнера может стать роль инвестора или совладельца команды.

Комментатор Sky Sports F1 Дэвид Крофт сказал: «[Кристиан] смотрит на (руководителя Mercedes) Тото Вольффа и видит человека, который за тот же период вырос до совладельца одной трети команды Формулы-1. Кристиан, я уверен, смотрит на это с некоторой завистью и думает: `Вот где мне следовало бы быть, потому что я соответствую этому статусу`.»
«Если такая возможность появится, мы определенно увидим Кристиана Хорнера снова.»
«Alpine является вероятным кандидатом… но могут быть и другие претенденты… так что это еще не решенное дело… Также откуда возьмется его поддержка, поскольку, хотя он и богатый человек, я не думаю, что у него есть такие средства, как у Тото Вольффа.»
«Ferrari были слухами, и это, возможно, тоже немного далеко от истины, и, вероятно, слишком рано прыгать из этого огня да в полымя куда-нибудь в Маранелло.»
«Я думаю, он возьмет перерыв на некоторое время, ему не нужно никуда спешить, но я предполагаю, что в какой-то момент в недалеком будущем мы будем стоять у базы какой-нибудь команды и говорить, что Кристиан Хорнер вернулся в Формулу-1.»
Кто заменит Хорнера: Лоран Мекис?
Лоран Мекис руководил дочерней командой Red Bull, Racing Bulls, с начала сезона 2024 года.
Он начал свою карьеру в Ф1 в команде Arrows в начале 2000-х, прежде чем перейти в Minardi. Команда была куплена Red Bull в 2005 году и переименована в Toro Rosso.
Он ушел в 2014 году, чтобы присоединиться к FIA, прежде чем перейти в Ferrari в 2017 году, где стал спортивным директором.

Мекис был назначен заместителем руководителя команды и гоночным директором в Ferrari в 2021 году, прежде чем в июле 2023 года было объявлено о его уходе и возвращении в команду Racing Bulls, чтобы заменить Франца Тоста на посту руководителя команды.
Мекис сказал: «На протяжении последних полутора лет для меня было абсолютной привилегией возглавлять Racing Bulls, и я хотел бы поблагодарить всех наших талантливых сотрудников как в Фаэнце, так и в Милтон-Кинсе.»
«Глядя в будущее, я рад принять на себя роль генерального директора и руководителя команды Red Bull Racing — одной из самых успешных и динамичных команд в спорте. Это честь быть частью этой группы выдающихся людей, воплощающих дух Red Bull.»
«Вместе мы добьемся великих результатов, опираясь на невероятное наследие, оставленное Кристианом Хорнером за два десятилетия его руководства.»