Ландо Норрис получил отличный шанс одержать свою первую победу на Гран-при Монако, стартуя с поул-позиции. Однако новое правило обязательных пит-стопов может внести «хаос» в воскресную гонку.
За последние 21 год лишь пять раз гонщик, стартовавший с поула, не смог выиграть «жемчужину короны» Формулы-1. Чтобы не попасть в этот короткий список, Норрису предстоит выдержать конкуренцию со стороны местного героя Шарля Леклера, своего напарника Оскара Пиастри и справиться с особенностями стратегии, связанной с двумя обязательными остановками в боксах.
После прошлогодней гонки, которая оказалась почти без обгонов (первые десять пилотов финишировали в том же порядке, в каком стартовали), в феврале FIA объявила, что гонщикам потребуется сменить шины как минимум дважды.
Это правило должно усилить роль стратегии и, вероятно, вынудит пилотов атаковать активнее, что повысит риск аварий и выезда машины безопасности.
«Думаю, у всех будет больше возможностей. Но таковы правила. Формула-1 сделала это, чтобы сделать шоу более зрелищным», — сказал Норрис.
«Конечно, находясь сейчас на поуле, я, наверное, не совсем согласен с этим решением. Но не я устанавливаю правила, так что посмотрим. Тем не менее, думаю, это дает больше шансов каждому, независимо от того, стартуешь ты с поула или с последнего места».
«Думаю, теперь можно быть более оптимистичным, что отлично для вас [журналистов], но не так хорошо для меня. Так что давайте подождем и увидим».
Стартовая решетка Гран-при Монако (Топ-10)
1) Ландо Норрис (McLaren)
2) Шарль Леклер (Ferrari)
3) Оскар Пиастри (McLaren)
4) Макс Ферстаппен (Red Bull)
5) Исак Хаджар (Racing Bulls)
6) Фернандо Алонсо (Aston Martin)
7) Льюис Хэмилтон (Ferrari)
8) Эстебан Окон (Haas)
9) Лиам Лоусон (Racing Bulls)
10) Алекс Албон (Williams)
Леклер будет стремиться стать первым гонщиком с 2015 года (Нико Росберг), который выиграет Гран-при Монако дважды подряд.
Если он сможет держаться за Норрисом, пилоту Ferrari придется решить, попытаться ли совершить андеркат (заехать в боксы раньше лидера) или, наоборот, ехать дольше и ждать машины безопасности, чтобы провести более выгодный пит-стоп. Эта игра на высокой скорости будет вестись по всему пелотону.
«Думаю, будет небольшой хаос, но посмотрим, как все сложится. Полагаю, будет много стратегических игр, и увидим, кто окажется в выигрыше», — отметил Леклер.
«Но, думаю, мы можем ощутить давление со стороны машин, от которых, возможно, не ждем этого сзади, что может сделать гонку очень интересной».
Что, если будет красный флаг?
Берни Коллинз из Sky Sports F1: «Если у нас будет два красных флага, пит-стопов все равно не будет, если только кто-то не останавливался до красного флага.
Потому что правила не говорят, что нужно сделать два пит-стопа. Правила говорят, что нужно использовать три комплекта шин.
Так что, если возникнет ситуация, как в прошлом году, когда красный флаг появился на первом круге, это будут два ваших комплекта.
После этого вам придется сделать только еще один пит-стоп. А если в какой-то момент появится еще один красный флаг, то вам не нужно будет делать больше остановок. Так что это все еще может помешать вам сделать пит-стопы».
Множество сценариев
Список возможных сценариев огромен, но ключевая задача — избежать трафика после пит-стопа, не став жертвой ни андерката, ни оверкат. Это почти невозможно, если ты не в числе лидеров.
Руководитель команды McLaren Андреа Стелла признает, что последствия двух обязательных пит-стопов «гораздо шире, чем мы думали изначально».
«Эти последствия также включают фактор того, что, в зависимости от положения в пелотоне (впереди или сзади), можно принимать совершенно разные решения», — сказал Стелла.
«И тогда, в зависимости от красных флагов, машин безопасности, командной работы, мы можем увидеть, как машины помогают друг другу в одной команде. Это может привести к очень, очень разным сценариям».
«Поэтому, думаю, стратегическое совещание, которое сейчас фактически проходит во время этой пресс-сессии, будет дольше обычного, потому что сценариев для рассмотрения определенно гораздо больше, чем обычно рассматриваешь — не только в Монако, но и на любой другой гонке, к которой нам нужно готовиться».
Поможет ли Пиастри Норрису?
Пиастри опережает Норриса на 13 очков в чемпионате пилотов после семи этапов, но это преимущество может быть почти полностью нивелировано, если британский гонщик одержит свою первую победу с момента Гран-при Австралии, открывшего сезон.
Одна из возможных стратегий — использование второй машины для задержки пилотов, которые только что совершили пит-стоп, поскольку обгонять в Монако очень сложно.
Ferrari, например, может рассмотреть такую опцию, учитывая, что Леклер стартует вторым, а Льюис Хэмилтон начнет гонку седьмым после штрафа в три позиции за создание помехи Максу Ферстаппену.
Пиастри спросили, будет ли он помогать Норрису, чтобы обеспечить победу McLaren, на что он сначала пошутил своему напарнику: «Сколько ты мне заплатишь?»
«В смысле, я тоже хочу выиграть гонку. Так что посмотрим, что произойдет. Думаю, гонка будет довольно хаотичной, но увидим, что получится».
Стелла добавил: «Мы всегда будем стараться принимать решения и позволять гонке развиваться естественным образом, чтобы у обоих наших гонщиков была наилучшая возможность реализовать свой потенциал и усилия. Думаю, мы не предвидим никаких отклонений от этого естественного хода гонки, если только это не пойдет на пользу обоим».
Что будут делать пилоты из хвоста пелотона?
Ожидается, что пилоты, стартующие ближе к концу пелотона, заедут в боксы на первом же круге, чтобы выполнить одно из обязательных условий по смене шин.
Это даст им чистый воздух и возможность совершить андеркат на несколько позиций. Риск заключается в том, что машина безопасности в неподходящий момент сыграет на руку тем, кто еще не был в боксах.
Однако для таких гонщиков, особенно для дуэта Mercedes — Джорджа Расселла (14-е место) и Кими Антонелли (15-е) после их провальной квалификации, этот риск оправдан.
«Думаю, увидим, как половина гонщиков выберет одно направление, а другая половина — другое, так что с этой позиции [стартовой] мало что можно сделать», — сказал Расселл Sky Sports F1.
«Два пит-стопа для Монако необычны, но для многих других гонок это совершенно нормально, так что откровений не будет. Мы готовились стартовать из первых рядов. У нас не было никаких стратегических планов для 14-й и 15-й позиций. Сейчас мы здесь, и это нехорошо».
Расписание Гран-при Монако по Sky Sports F1
Воскресенье, 25 мая:
6:55 — Гонка Формулы-3
8:35 — Гонка Формулы-2
12:30 — Grand Prix Sunday: Подготовка к Гран-при Монако*
14:00 — ГРАН-ПРИ МОНАКО*
16:00 — Chequered Flag: Реакция на Гран-при Монако
17:00 — Ted`s Notebook
17:30 — Инди-500
*Также трансляция на Sky Sports Main Event