Вс. Окт 5th, 2025

Гран-при Монако: Анализ новых правил пит-стопов после победы Ландо Норриса

Последние восемь дней выдались насыщенными для Ландо Норриса и его шансов в чемпионате мира.

Своими блестящими обгонами в Имоле и сенсационным поул-позицией в Монако под колоссальным давлением со стороны Шарля Леклера, Оскара Пиастри, Льюиса Хэмилтона и Макса Ферстаппена, а затем практически безупречной ездой к победе по городским улицам, несмотря на хаос и многочисленные вызовы, он заставил умолкнуть многих скептиков в паддоке Формулы-1.

Теперь его отделяет всего три очка от напарника по McLaren, Пиастри, после того как эта гонка завершила первую треть сезона. Для Пиастри уик-энд выдался несколько неспокойным: контакт с барьерами в Сент-Девот на тренировке повредил переднее антикрыло, а сам он описал уик-энд так: «задел барьеры больше раз за один уик-энд, чем за всю свою карьеру».

Тем не менее, молодой австралиец снова поднялся на подиум, что, если бы не один дождливый поворот в его родном Мельбурне, означало бы трофей в каждой гонке сезона. И это продлило его серию финишей в очках до 34 уик-эндов подряд.

Шарль Леклер приехал на уик-энд, будучи, казалось бы, уверенным в слабой работе его нынешней машины в медленных поворотах, и даже советовал другим «не ставить на него». Однако на деле он лидировал во всех тренировках, но упустил поул с минимальным отставанием, что, как это часто бывает в Монако, предопределило его второе место в гонке.

Как и в прошлом году, болид Ферстаппена Red Bull испытывал трудности на поребриках и в стесненных условиях Княжества, относительно говоря, но он, как всегда, выжимал из него все возможное.

Стартовать ему пришлось четвертым, потому что Льюис Хэмилтон непреднамеренно заблокировал его в квалификации, получив неверную информацию от своего инженера, и болезненно получил штраф в три позиции на старте, опустившись до седьмого места. Это вынудило Льюиса играть командную роль в гонке и финишировать на разочаровывающем и одиноком пятом месте.

Удивлен упущением в правилах пит-стопов

На протяжении десятилетий в Монако известно, что результат гонки во многом определяется субботней квалификацией, если только не вмешиваются дожди, несвоевременные машины безопасности или красные флаги. Так уж повелось, и даже 33 года назад, в 1992 году, Найджел Мэнселл, как известно, не смог обогнать Айртона Сенну, несмотря на его гораздо более свежие шины после позднего прокола.

Я финишировал пятым в той гонке, так что хорошо помню все трудности. В 1989 году я также помню, как обгонял много машин на моем Brabham, но у меня было большое преимущество в шинах после двухминутного пит-стопа для замены аккумулятора под сиденьем. И я обгонял только потому, что полностью отбросил осторожность и просто атаковал всех подряд, чтобы вернуться на шестое место, и каким-то образом пережил все стычки. Но тогда можно было обгонять, если кто-то промахивался с переключением передач, что сегодня невозможно.

Поэтому не будем притворяться, что гоночные проблемы в Монако свойственны только нынешнему поколению двухметровых цифровых, а не аналоговых, машин. Возможно, 60 лет назад хрупкие машины могли обгонять, но результаты гонок на протяжении многих десятилетий в то время диктовались низкой надежностью и авариями в гораздо менее совершенных болидах.

В прошлом году в Монако был красный флаг из-за серьезной аварии на первом круге. Все оставшиеся гонщики смогли сменить шины на пит-лейн, тем самым выполнив требование использовать два разных состава резины без потери времени на трассе, и затем ехали до конца без дополнительных пит-стопов, при условии, что они все ехали достаточно медленно. Первая десятка на стартовой решетке финишировала в точно таком же порядке.

Было решено попытаться как-то оживить гонку, и после значительных консультаций между командами, FIA и Формулой-1, выбранное решение заключалось во введении специального правила для Монако, которое обязывало проводить два пит-стопа и, соответственно, использовать три разных комплекта сухих шин. И два пит-стопа даже в случае дождя.

Я не буду критиковать никого за добросовестные попытки улучшить зрелище. Однако я был немного удивлен, что не было требования провести один из этих остановок, скажем, до середины дистанции или даже раньше. С самого начала было ясно, что некоторые команды в конце пелотона могут спокойно провести свои остановки относительно рано, не имея особого риска, а те, кто впереди, сделают второй пит-стоп поздно, чтобы увеличить окно возможностей в случае машины безопасности или красных флагов.

Низкий темп – это не то, что олицетворяет Ф1

Сразу стало ясно, что команды могут использовать одну машину как «жертвенного агнца», едущую медленно, чтобы помочь другой машине создать необходимый 21-секундный отрыв для пит-стопа.

И в значительной степени так и произошло, хотя степень, до которой Racing Bulls и Williams были готовы замедлить одну из своих машин, была весьма тревожной. Но их нельзя винить – обе команды смогли привезти обе машины в очковую зону чемпионата мира после очень уверенной квалификации.

Я довольно рано в гонке понял, что все, о чем мы на самом деле говорили в комментарии, после того как Ландо Норрис пережил опасный момент в первом повороте, заблокировав передние тормоза, это насколько медленно ехали некоторые пилоты и бесконечные обсуждения пит-стопов.

Конечно, обычно лидер едет медленно и даже сдерживает все 19 машин на начальных этапах, чтобы никто не имел окна для пит-стопа, прежде чем нажать на газ в какой-то момент, чтобы создать себе возможность для остановки.

Вместо этого мы видели отдельные машины, едущие на четыре секунды медленнее, с разочарованной очередью позади. Некрасиво и не впечатляюще, но для кого-то эффективно. Однако это вряд ли соответствует духу Формулы-1.

У Mercedes была странная стратегия с их двумя машинами, застрявшими во второй половине пелотона после аварии Кими Антонелли в квалификации и механической проблемы у Джорджа Расселла. В гонке они долгое время, казалось, вообще не думали о пит-стопах: Расселл останавливался на 64-м и 70-м кругах, а Антонелли — на 71-м и 73-м кругах из 78. Им особенно мешал «йо-йо» темп Williams, и на 64-м круге Расселл потерял терпение и промчался через середину шиканы на набережной, предельно четко заявив по радио, что он скорее получит штраф, чем уступит обратно за «блокаду» Williams.

К сожалению для него, он получил штраф в виде проезда по пит-лейн, который стоит 20 секунд, и FIA заявила следующее:

«Предвидя, что подобные ситуации могут возникнуть на этом Гран-при Монако, все команды были проинформированы до гонки директором гонки (по запросу стюардов) о том, что стюарды будут внимательно рассматривать преднамеренный съезд с трассы в 10-м повороте для обгона автомобиля или колонны медленно едущих автомобилей. В этом сообщении также было ясно указано, что стандартного штрафа в 10 секунд может быть недостаточно за это преднамеренное нарушение и что примененный штраф может быть больше 10 секунд. Поэтому мы посчитали, что преднамеренное нарушение болида номер 63 заслуживает штрафа в виде проезда по пит-лейн, и мы его назначили».

Несмотря на штраф, он все равно финишировал 11-м, то есть justo за пределами очковой зоны.

Когда мы смотрим на результаты после всей шумихи и предгоночных обсуждений правила двух пит-стопов, практически ничего не изменилось в борьбе лидеров. Льюис Хэмилтон из Mercedes, оштрафованный на старте, обогнал Исака Хаджара (скорее всего, имелся в виду Юки Цунода) во время пит-стопов. К сожалению, у Фернандо Алонсо из Aston Martin произошел отказ машины, и он сошел. Обе эти вещи произошли бы в любом случае.

Тем не менее, команды вроде Racing Bulls (Цунода) и Williams (Элбон) смогли попасть в очковую зону, показав хорошие результаты в конце топ-10, наряду с Альпинами. Еще одно впечатляющее выступление показал Эстебан Окон, который финишировал на выдающемся месте, хоть и незамеченном, в своей Alpine, без какой-либо помощи от «блокирующего» напарника. (Примечание: В оригинальном тексте есть путаница с гонщиками и командами).

Эксперимент не удался

Эксперимент с двумя пит-стопами не удался. Нам просто нужно управлять ожиданиями от гоночного дня, по возможности немного упростить обгоны, признать, что квалификация в Монако — это один из самых особенных часов в Формуле-1 или любом другом спорте, или вообще не проводить там гонку, что не вариант.

Дело в том, что проблема диктуется самой конфигурацией трассы, и доступного пространства для создания длинных прямых или широких зон обгона просто нет. И даже на очень широких трассах есть только одна оптимальная траектория, накатанная резиной.

Мой сын Алекс предложил интересное, хоть и полушутливое, решение: предоставить каждому гонщику одну «карту джокера», позволяющую промчаться через «ничейную землю» в шикане, как это сделал Джордж Расселл, и сохранить занятую позицию, оторвавшись от соперника. Это также отбило бы у всех охоту ехать слишком медленно.

Однако не сомневайтесь: любые изменения в Формуле-1 будут иметь непредвиденные последствия – такова природа этого спорта.

Тем временем впереди McLaren, Ferrari и один Red Bull спокойно преодолевали хаос, проводя свои собственные гонки. Льюис Хэмилтон на пятом месте был последним гонщиком, которого не обогнали на круг, отстав от Норриса на 51 секунду.

Для McLaren наступил нервный момент, когда Норрис догнал тогдашнего лидера Ферстаппена, который держался на своих 50-круговых шинах в тщетной надежде на красный флаг, прежде чем провести второй пит-стоп на 77-м круге.

В это время Ferrari Леклера наседала на Норриса, но тот сохранил хладнокровие и на последнем круге, после того как Ферстаппен наконец провел пит-стоп и освободил путь, показал быстрейший круг гонки, подчеркнув свою вновь обретенную уверенность.

На следующих выходных – Гран-при Испании, совершенно другой вызов для команд, машин и гонщиков.

By Дмитрий Корсаков

Дмитрий Корсаков - спортивный журналист с 15-летним опытом работы в Екатеринбурге. Специализируется на освещении хоккея и фигурного катания. Начинал карьеру как блогер, сейчас - штатный автор нескольких федеральных спортивных изданий.

Related Post