Международная автомобильная федерация (ФИА) сократила максимальные штрафы для пилотов в автоспорте на 50% в рамках изменений, которые также позволят судьям дифференцировать нарушения, допущенные на трассе и за ее пределами.
Обновленные правила о ненадлежащем поведении, включая использование нецензурной лексики, были введены в январе в Международный спортивный кодекс ФИА на 2025 год. Они предусматривали повышенные штрафы и возможность отстранения или вычета очков за повторные нарушения.
Как до, так и после введения этих изменений пилоты Формулы 1 и мирового ралли (WRC), которые выступают под эгидой ФИА, выражали недовольство, в основном направленное на президента ФИА Мохаммеда Бена Сулайема, по поводу чрезмерной суровости наказаний.
Объявление ФИА в среду последовало за заявлением Бена Сулайема в прошлом месяце о том, что он рассматривает возможность внесения изменений в правила после «конструктивной обратной связи» от пилотов.
Бен Сулайем заявил: «Как бывший раллийный пилот, я знаю не понаслышке весь спектр эмоций, возникающих во время соревнований. Я провел всесторонний обзор с участием представителей всех семи чемпионатов мира ФИА, клубов-членов ФИА и других организаций автоспорта».
«Улучшения Приложения B, о которых ФИА объявила сегодня, гарантируют, что мы продолжим продвигать лучшие принципы спортивного духа в автоспорте, одновременно предоставляя судьям эффективные руководства для принятия мер против лиц, которые могут нанести ущерб репутации спорта. ФИА всегда будет стремиться к тому, чтобы автоспорт был доступен для всей нашей спортивной семьи», — добавил он.
В среду ФИА опубликовала обновленную версию «Приложения B» — части Международного спортивного кодекса, содержащей «руководства по штрафным санкциям стюардов».
Ключевые изменения включают снижение максимального базового штрафа за ненадлежащее поведение пилотов, включая использование нецензурной лексики, с €10 000 до €5 000. Кроме того, судьи получат возможность полностью приостанавливать исполнение штрафа за определенные виды нарушений, при условии, что это первое нарушение для пилота или команды.
Важно отметить, что теперь судьи, обеспечивающие соблюдение правил в гоночные выходные, смогут различать контролируемую и неконтролируемую среду. Это означает, что пилоты вряд ли будут наказаны за нецензурную брань во время самой гонки, но по-прежнему могут столкнуться с последствиями за использование оскорбительной лексики на пресс-конференциях.
Между тем, базовый штраф за более серьезные проступки также был уменьшен вдвое — с €40 000 до €20 000.
ФИА сообщила: «После утверждения путем электронного голосования Всемирным советом по автоспорту, измененное Приложение B позволит судьям различать контролируемую и неконтролируемую среду, фактически признавая разницу между языком, используемым в `неконтролируемой` и `контролируемой` среде».
«Контролируемая среда включает такие ситуации, как пресс-конференции, в то время как неконтролируемая среда относится к спонтанным комментариям пилотов или команд на трассе или во время спецучастка ралли», — пояснила организация.
Другим заметным изменением в правилах является то, что оскорбление официальных лиц будет наказываться спортивными санкциями, а не только штрафами. ФИА заявляет, что этот шаг приводит ее в соответствие с «другими крупными мировыми спортивными организациями».
Нарушения пилотов будут приводить как минимум к штрафам в виде потери трех позиций на стартовой решетке, а нарушение со стороны руководителя команды или ее члена повлечет потерю трех позиций на старте для обеих машин команды. За нарушения в спринтерских гонках предусмотрено менее суровое наказание — пятисекундный штраф.
Объявление в среду последовало за сообщениями о том, что Бен Сулайем предлагает изменения в устав ФИА, которые, по всей видимости, еще больше расширят его контроль над управляющим органом автоспорта.
Ранее сообщалось, что Бен Сулайем предлагает перенести срок для кандидатов на получение одобрения для участия в предстоящих выборах президента ФИА в декабре, на которых он намерен баллотироваться на второй срок. Эти изменения также могут предоставить Бену Сулайему возможность запретить любому кандидату участвовать в выборах против него.
Бывший чемпион мира по ралли Карлос Сайнс на прошлой неделе заявил о своем интересе к баллотированию на эту должность.
Руководство Бена Сулайема омрачено разногласиями с момента его вступления на пост президента в декабре 2021 года. В организации произошла беспрецедентная текучесть кадров на руководящих должностях. Самым недавним заметным уходом стала отставка заместителя президента по спорту Роберта Рида в прошлом месяце, сославшегося на опасения по поводу направления управления в ФИА под руководством Бена Сулайема.
Европейский сезон Формулы 1 начинается в эти выходные с Гран-при Эмилии-Романьи.