В преддверии введения второго обязательного пит-стопа на предстоящем Гран-при Монако, эксперт Sky Sports F1 по стратегии Берни Коллинз отвечает на ключевые вопросы, касающиеся этого изменения в правилах.
В чем суть правила и почему оно введено?
Новое правило обязывает команды использовать три комплекта шин за гонку, что фактически требует проведения двух пит-стопов. В обычной гонке достаточно использовать два разных типа шин (например, Medium и Hard), что обычно подразумевает один пит-стоп. Новое правило делает обязательным использование именно трех комплектов.
По мнению эксперта, это изменение напрямую связано с событиями прошлого года, когда красный флаг на первом круге позволил большинству команд провести пит-стоп и сменить шины. Особенность Монако в том, что здесь можно ехать в крайне экономном режиме, чтобы шины прослужили почти всю дистанцию. Обгон на этой трассе возможен, только если вы на две с половиной секунды быстрее соперника, что делает его крайне сложным. В прошлом году, после массовой смены шин под красным флагом, почти все гонщики доехали до финиша без дополнительных остановок, что сделало гонку скучной и предсказуемой. Новое правило призвано предотвратить повторение такой ситуации.
Хотя судьба самого Гран-при Монако, возможно, и не была под угрозой, прошлая гонка вызвала много вопросов о зрелищности. Дискуссии о том, как улучшить шоу в Монако, ведутся ежегодно. Основная проблема, по мнению Коллинз, не в самой гонке, а в квалификации. Монако – историческая трасса, и ее улучшению могло бы способствовать изменение характеристик болидов (например, сделать их меньше и легче). Введение нового правила – это попытка сделать что-то новое, чтобы повысить интерес к гонке.
Приведут ли обязательные пит-стопы к большей зрелищности?
Если гонка пройдет без выездов автомобиля безопасности (как в Монако в 2021 и 2023 годах), два обязательных пит-стопа сделают стратегию гораздо интереснее. Гонщики знают, что в Монако главное – финишировать, поэтому аварии во время самой гонки относительно редки, и агрессивные обгоны почти невозможны.
Исторически в Монако чаще работал «оверкат» (более поздний пит-стоп), потому что машины сзади ехали медленнее, управляя темпом, и выезжавшие из боксов попадали в трафик. Если новое правило заставит машины ехать быстрее и меньше экономить резину, трафик на трассе может распределиться иначе, и тогда более эффективным может стать «андеркат» (более ранний пит-стоп). Раньше трафик просто не позволял «андеркату» работать.
Командам придется гораздо активнее реагировать на действия соперников. Подготовка к гонке раньше базировалась на анализе исторических данных, но теперь, с чистого листа, все меняется. Теоретически, на чистой трассе два пит-стопа были бы быстрее, чем один, но раньше их не делали из-за трафика. С новым правилом общее время гонки действительно может сократиться.
Будут ли лидеры ехать быстрее, и насколько важны напарники по команде?
Раньше гонщики могли сдерживать темп, чтобы растянуть отрезок до появления машины безопасности и провести пит-стоп с минимальными потерями. Лидеры могли 10 кругов ехать плотной группой, а затем ускоряться на следующие 10, чтобы создать отрыв и заставить соперников что-то предпринимать.
Теперь лидеру важно создать отрыв около двух секунд перед своим пит-стопом, чтобы «андеркат» для преследователя был невозможен и у команды был круг на реакцию. Если гонщик уверен в своем темпе, он будет ускоряться по мере приближения к «окну» пит-стопа.
Команды могут использовать одного гонщика для помощи другому, создавая отрыв, особенно если один из них стартовал не с лучшей позиции. Это более вероятно в середине пелотона, где у одного из пилотов меньше шансов на очки, и он может пожертвовать своей гонкой ради напарника. Однако при двух обязательных пит-стопах такая помощь становится сложнее – возможно помочь на первом пит-стопе, но это может негативно сказаться на возможности помочь на втором, и наоборот. В Монако крайне рискованно выехать из боксов прямо в трафик, как это произошло с Оскаром Пиастри, оказавшимся позади Юки Цуноды – «андеркат» в такой ситуации совершенно не работает.
Каким командам выгодно новое правило двух пит-стопов?
Команды, которые стабильно быстро проводят пит-стопы, будут чувствовать свое преимущество. На данный момент лидерами в премии DHL Fastest Pit Stop являются Ferrari.
Также выгодное положение имеют команды, чьи боксы расположены в начале или конце пит-лейн – это облегчает въезд и выезд, особенно когда вокруг идет работа. Наибольшее преимущество, вероятно, у Sauber, находящейся в конце пит-лейн.
При обычных пит-стопах (не под автомобилем безопасности), если лидер заезжает в боксы, он просто останавливается на своем месте. Но если пит-лейн заполнена трафиком, выехать бывает очень сложно.
Sauber, находясь в конце, имеет более свободный путь и легче вливается в поток на трассе. В целом, преимущество получат те, кто силен в проведении пит-стопов.
Что касается износа шин или их долговечности, эксперт не думает, что длительные отрезки на одной резине станут менее актуальными из-за возможности управления темпом в Монако. Успех по-прежнему будет зависеть прежде всего от результата в квалификации.
Но мы не знаем, как сложится гонка. Вполне возможно, мы увидим Монако, где гонщики едут в полную силу от старта до финиша. Хотя это трудно себе представить. Если это произойдет, то, вероятно, увеличится число выездов автомобиля безопасности, так как гонщики будут чаще ошибаться из-за потери концентрации.
Может ли кто-то рискнуть провести два очень ранних пит-стопа?
Без выезда автомобиля безопасности это был бы огромный риск. Эстебан Окон попробовал сделать один очень ранний пит-стоп в Имоле, но два таких ранних заезда без нейтрализации гонки крайне маловероятны.
Однако, если в самом начале гонки появляется полный автомобиль безопасности, для гонщиков из последних рядов (например, с 15-го места и ниже) может появиться интересная возможность. Эксперт предлагает такой сценарий: стартовать на шинах Medium, под машиной безопасности на первом круге заехать в боксы за Soft, а на втором круге – за Hard, чтобы затем ехать на них до финиша.
Такая рискованная стратегия становится возможной только благодаря машине безопасности, которая позволяет пелотону собраться вместе. Без нее два быстрых пит-стопа отбросили бы машину далеко назад, скорее всего, до состояния кругового, отыграться из которого в Монако практически невозможно.
Могут ли множественные красные флаги разрушить план?
Если в гонке будет два красных флага, мы все равно можем остаться без пит-стопов, если только кто-то не заехал в боксы до их объявления.
Ведь правило не требует проводить два пит-стопа, оно требует использовать три комплекта шин. Если, например, на первом круге объявляют красный флаг (как в прошлом году), это уже засчитывает использование двух комплектов (стартовый + смененный под флагом). После этого потребуется всего один дополнительный пит-стоп.
Если же по ходу гонки объявляется еще один красный флаг, все три комплекта будут считаться использованными, и командам больше не придется заезжать на пит-лейн. Таким образом, красные флаги по-прежнему могут привести к гонке практически без остановок в боксах во время зеленого флага.
Насколько опасной может стать пит-лейн под автомобилем безопасности?
Эксперт понимает опасения, высказанные, например, руководителем Ferrari Фредом Вассером. Однако он отмечает, что практически каждый год в Монако появляется автомобиль безопасности, и тогда почти все машины одновременно направляются в боксы, что всегда приводит к хаосу на пит-лейн.
Новое правило, требующее больше остановок в гоночном темпе, вряд ли сделает ситуацию именно под автомобилем безопасности хуже, чем она есть обычно. Бывали случаи, когда команды специально ждали до второго круга под автомобилем безопасности, чтобы заехать в боксы, потому что на первом круге было слишком много трафика на пит-лейн.
В целом, эксперт не думает, что новое правило сделает пит-лейн под сейфти-каром опаснее обычного.
Может ли такое правило быть введено на других трассах?
Очевидными кандидатами могли бы стать Сингапур или Япония, где гонка недавно была довольно статичной.
Однако, по мнению эксперта, лучшим индикатором того, как улучшить гонки, является опыт Имолы с более мягкими составами шин. Это привело к гораздо большей непредсказуемости в стратегии. Введение более мягких шин, например, в Японии, также могло бы значительно улучшить гонку. Поэтому движение в сторону более мягких составов может быть более эффективным подходом.
Пока неясно, насколько успешным окажется новое правило в Монако. Возможно, гонка станет очень интересной с разнообразными стратегиями и отклонениями от привычных планов. Введение более мягких шин само по себе уже могло бы изменить характер гонки в Монако. Эксперт признает, что предпочел бы увидеть изменения, вызванные только более мягкими составами шин. Гонка в Имоле показала, что можно сделать гонку интересной без принудительных остановок, просто за счет разных шинных стратегий (хотя сходы из-за надежности тоже сыграли роль, шины определенно повлияли).