Увольнение пилота и отставка руководителя команды всего через шесть гонок сезона обычно не свидетельствуют о процветании в Формуле 1. Но действительно ли Alpine переживает кризис?
Оливер Оукс неожиданно покинул пост руководителя команды во вторник вечером, всего за несколько часов до того, как Alpine подтвердила давно ожидаемую новость о замене Джека Дуэна на Франко Колапинто для следующего Гран-при Эмилии-Романьи.
Хотя первоначальные предположения о связи между этими двумя событиями, похоже, оказались ошибочными, это не особенно обнадеживает для команды, которая, возможно, была наименее стабильной на стартовой решетке за последнее десятилетие.
После появления этих новостей Карун Чандхок (Sky Sports F1) и репортер Sky Sports News Крейг Слейтер собрались для специального выпуска шоу F1 Show, чтобы проанализировать ситуацию.
В чем суть нетрадиционной «ротации» пилотов Alpine?
Хотя большинство СМИ Формулы 1 еще к вечеру воскресенья во время Гран-при Майами сообщали, что Дуэн потерял место, Alpine все же удалось преподнести сюрприз, подтвердив замену.
Сюрпризом стало представление этого изменения состава как «ротации», поскольку Колапинто был подтвержден в качестве напарника Пьера Гасли только на следующие пять этапов сезона 2025 года.
Такое соглашение редко встречалось в недавней истории спорта, и решение команды публично объявить о краткосрочном характере сделки также весьма примечательно.
По заявлению Alpine, их логика заключается в том, что в преддверии серьезной смены регламента в следующем году, которая, как они надеются, позволит им резко улучшить свои позиции, они хотят оценить свой резерв молодых пилотов сейчас, чтобы иметь сильнейший состав к 2026 году.
Слейтер объяснил: «В Alpine также считают, что в следующем сезоне у них будет хороший болид. У них двигатели Mercedes, и их шасси уже очень хорошее».
«Они могут стать одной из четырех команд, которые будут бороться за чемпионство в следующем году. Некоторые даже связывают Макса Ферстаппена с переходом в Alpine, хотя на данный момент это кажется маловероятным».
«Они верят в Гасли и хотят выбрать наилучшую пару пилотов на 2026 год».
Сделка с Колапинто – это только деньги?
Существует более скептический взгляд на эту пятиэтапную сделку, согласно которому все дело в деньгах.
Колапинто впечатляюще дебютировал в девяти гонках за Williams в конце прошлого сезона и быстро привлек значительную спонсорскую поддержку и популярность из родной Аргентины.
Помимо его гоночного потенциала, его положение на южноамериканском рынке, вероятно, сыграло значительную роль в том, что исполнительный директор Alpine Флавио Бриаторе, как считается, заплатил Williams около 4,5 млн евро (3,8 млн фунтов стерлингов) за подписание Колапинто по пятилетнему арендному соглашению.
Слейтер сказал: «Из того, что я узнал, финансовые причины во многом обусловили замену Дуэна на него».
«Сумма денег, которую Alpine может получить, весьма значительна. По нашим данным, они заплатили Williams за Колапинто по этому пятилетнему арендному соглашению, и теперь им нужно возместить эти расходы».
«Тот факт, что контракт всего на пять гонок, необычен. Думаю, ожидается, что если он покажет себя хорошо, то останется до конца года».
Соглашение на пять гонок должно привлечь выгодные спонсорские контракты и даст Alpine возможность убедиться в поступлении ожидаемых средств.
Был ли Дуэн невезуч и его карьера в Ф1 закончена?
Дуэн, казалось, был обречен еще до начала своего дебютного сезона в Ф1: подписание Alpine Колапинто в качестве резервного пилота в январе породило слухи о том, что время австралийца на исходе.
На этом фоне он испытывал огромное давление. И хотя были моменты, когда он показывал скорость, две серьезные аварии, а также сход в Майами сделали его уязвимым.
Хотя, в теории, то, что команда называет эту замену «ротацией», дает Дуэну надежду на возвращение в кокпит, есть подозрение, что следующая возможность будет предоставлена другому молодому резервному пилоту Alpine – Полу Арону.
Слейтер сказал: «Они присмотрелись к Джеку Дуэну. Судя по всему, полностью исключать его возвращение нельзя, но, на мой взгляд, это крайне маловероятно».
«Есть еще Пол Арон и Колапинто. Арон и Колапинто провели по четыре теста в этом сезоне на машине 2023 года, так что у команды была возможность оценить их возможности и готовность к потенциальной работе в следующем году».
Чандхок считает, что терпение, с которым Дуэн отнесся к некомфортной ситуации, в которую его поставила команда, объясняется тем, что Alpine по-прежнему является его наиболее вероятным путем обратно на стартовую решетку.
Чандхок сказал: «В связи с появлением Cadillac, очевидно, много разговоров о рынке пилотов, но я не слышу, чтобы Джек был в верхних строчках чьих-либо списков».
«Думаю, его лучший вариант — это если Колапинто не справится, и тогда они вернутся к Дуэну, дадут ему больше тестов и возможность еще немного улучшиться».
Что-то «нечисто» за отставкой Оукса?
Время отставки Оукса навело большинство на логичный вывод, что он ушел из-за недовольства решением Бриаторе поменять пилота, с которым он не был согласен. Однако это оказалось не так.
Бриаторе опубликовал заявление в среду, настаивая на том, что их отношения были хорошими, и что отставка произошла по «личным» причинам. Оукс подтвердил это своим собственным заявлением.
Выступая незадолго до публикации заявлений в Instagram, Чандхок поделился своими подозрениями относительно ситуации.

Он сказал: «Мне кажется, тут что-то не так. Думаю, в Alpine происходит что-то более серьезное».
«Он ушел не просто из-за решения по пилоту. Он не отказался бы от возможности быть одним из десяти руководителей команд на вершине автоспорта только из-за того, кто займет второе место».
«Так что, по моему мнению, здесь происходит нечто большее, что еще не раскрылось».
Слейтер добавил: «Все, на что мне указывают, говорит о том, что его уход не обязательно связан с заменой пилота. Возможно, это что-то другое».
«Возможно, это просто удобный момент для него, чтобы уйти на фоне этих событий».
Находится ли Alpine в смятении?
В последние годы в Alpine не было недостатка в драме: Оукс стал четвертым руководителем команды, покинувшим свой пост с начала 2021 года.
Произошло много других громких уходов в технических и исполнительных отделах, при этом команда упустила потенциально великолепный состав пилотов в лице Фернандо Алонсо и Оскара Пиастри, позволив обоим уйти в конце 2022 года.
Несмотря на такую нестабильность, Alpine привлекла инвестиции на сумму 200 млн евро (170 млн фунтов стерлингов) от группы инвесторов, включающей голливудских звезд и великих спортсменов, таких как Рори Макилрой и Энтони Джошуа.
2025 год — последний сезон, когда команда, принадлежащая Renault Group, будет выступать как заводская. Renault объявила в прошлом году об отмене своих планов по производству двигателей для сезона Ф1 2026 года и последующих лет.
Чандхок задался вопросом, не свидетельствуют ли недавние действия команды о том, что они готовятся извлечь выгоду из нынешней популярности Ф1, продав команду в ближайшем будущем.
Он сказал: «Чего они пытаются достичь? Ведь они больше не заводская команда. Думаю, они пытаются развивать бренд Alpine, но это не массовый автомобиль».
«Соотношение затрат и обоснования трудно определить. Они просто играют на повышение стоимости? Если так, то почему бы не продать сейчас».
«Если они играют на повышение стоимости, почему бы им не продать? Во всей этой истории много чего для меня до сих пор не сходится. Я не понимаю их общую стратегию».
Слейтер добавил: «Возможно, из всего этого хаоса выйдет что-то позитивное для Alpine. Но сейчас им нужно успокоиться и прекратить все эти изменения».